• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

101000, г. Москва, Мясницкая, 20, к. 237;
101000, г. Москва, Кривоколенный пер. 3, к. 326.

Тел: 8 (495) 772 95 90*12017

E-mail: politanaliz@gmail.com

Руководство
Заведующая кафедрой Беляева Нина Юрьевна
Заместитель зав. кафедрой по учебной работе, глава направления «Политический анализ» Пархоменко Сергей Анатольевич
Заместитель зав. кафедрой по проектам студенческого развития, глава направления «Права человека и демократическое управление» Раджханс Санджай Кумар

Теории публичной политики и их критика - второй академический семинар в рамках проекта "Круг чтения"

Второй академический семинар "Круга чтения" был посвящён книге британского исследователя Питера Джона. Представители кафедры публичной политики НИУ ВШЭ совместно со студентами, обсудили взгляды автора на текущие проблемы публичной политики и те решения, которые он предлагает в своей книге

Дискуссия среди участников

Дискуссия среди участников



13 октября состоялся второй академический семинар в рамках совместного проекта кафедры публичной политики НИУ ВШЭ и Московской хельсинкской группы «Круг Чтения». На этот раз участники обсуждали книгу “Analyzing Public Policy” британского исследователя, профессора Университетского колледжа Лондона Питера Джона. Знакомство с этой книгой стало продолжением серии семинаров, посвящённых современным теориям публичной политики, которые малоизвестны российскому читателю.

Семинар начался с вводного слова доцента кафедры публичной политики Дмитрия Зайцева, в котором он расказал новым участникам о планах и логике «Круга чтения» по публичной политике: «Цикл семинаров этого года мы начинаем с анализа книги Питера Джона “Analyzing Public Policy”, являющейся для нас центральной. Автор ставит вопрос о будущем публичной политики как науки и предлагает не только обзор существующих теорий публичной политики, претендующих на статус научных (advocacy coalition approach, punctuated -equilibrium framework, multiple streams approach), но и выдвигает собственную теорию - evolutionary theory». Также он подчеркнул: «Наша задача – не просто читать актуальные книги по проблематике публичной политики, но и делиться этими знаниями, особенно с теми, кто занимается публичной политикой на практике».

Затем слово взял докладчик - преподаватель кафедры публичной политики Артём Ульданов. Он представил основные проблемы, освещённые П. Джоном в книге. Согласно Питеру Джону, главной проблемой публичной политики как области знаний является преобладание дескриптивных описательных исследований. Поэтому перед исследователями стоит задача выявлять причинно-следственные механизмы процесса выработки, реализации и принятия общественно важных государственных решений в конкретных областях публичной политики, странах и регионах мира. Это необходимо для того, чтобы на основе этого знания выстроить синтетическую теорию публичной политики, отличную от классических, преимущественно метафорических, подходов и концепций.

Классические подходы публичной политики ставят во главу угла один из элементов публичной политики: институты; группы и сети; экзогенные факторы, такие как глобализация или рыночная экономика; рациональных акторов; или идеи. Ключевыми типичными проблемами публичной политики являются:

·        Почему политика, например, в области здравоохранения (можно приводить и другие примеры) отличается от страны к стране, когда можно было бы взять и перенять более эффективный и проверенный способ управления?

·        Почему, например, миграционная политика и политика в области образования осуществляется по-разному в одной стране?

·        Почему, например, жилищная политика может практически не меняться со временем, а пенсионная политика меняться довольно интенсивно?

Все это объясняется либо институциональными возможностями и ограничениями, либо влиянием групп и интересов, либо экономическим кризисом и такими процессами как глобализация, либо воздействием заразительной идеи (либеральная экономика, например).

Питер Джон показывает ограничения, которые существуют у классических подходов при попытках анализа тех или иных проблем публичной политики, и указывает на то, что они исчерпали свои объяснительные возможности. Поэтому необходимы новые, синтетические теории, которые принимали бы во внимание значимость большинства факторов влияющих на процессы публичной политики. Для Питера Джона очень важно разработать инструментарий, который позволял бы исследоватеклям отойти от стандартной описательной практики и дал бы больше возможностей для объяснения. В этом отношении, понимая ограниченность разных подходов, Джон предлагает своё решение, заключающееся в их синтезе. Он предлагает эволюционную модель для анализа публичной политики, которая нацелена на комплексный анализ интересов и идей, значимых институтов, акторов и внешних факторов, оказывающих влияние на процесс формулирования и реализации публичной политики в разных странах и областях.

Получив по итогам доклада более десятка вопросов, Артём Ульданов и Дмитрий Зайцев приступили к ответам на интересные и не всегда простые вопросы сформулированные аудиторией. Вот некоторые из них:

Если так много неизвестного в процессе формулирования и реализации публичной политики (мы не знаем всех причин и следствий принимаемых решений, не можем быть уверенными в оценках влияния акторов, институтов, внешних факторов, идей), то   известны ли нам хотя бы общественно-значимые цели публичной политики (policy outcomes)? Не попадаем ли мы в ловушку, объясняя одну теорию через другую, третью  - через еще одну, а для объяснения четвертой придумываем еще одну, - и так много раз? (Н.Ю.Беляева, профессор НИУ ВШЭ, заведующая кафедрой публичной политики).

Питер Джон не говорит о том, что является целями публичной политики (policy outcomes). Он обозначает главную проблему научных исследований публичной политики, как преобладание дескриптивных исследований, которые просто описывают, как формируется и реализуется конкретная политика (например, в области здравоохранения) в определенной стране в конкретное время. Обычно объяснения того, почему именно так формулируется социальная проблема и политика по ее решению или почему политика определенным образом реализуется, не даются либо даются однобоко (причины находятся либо в институциональных ограничениях, либо в воздействиях внешних условий, либо в действиях акторов, либо во влиянии идей). Такие объяснения сильно упрощают реальный процесс формулирования и реализации публичной политики. Питер Джон предлагает уйти от таких упрощений и рассматривать публичную политику в ее сложности, как результат взаимодействия индивидов, групп и сетей или акторов, внешних условий, институтов, интересов и идей. При этом предлагается заведомо не выделять то, что послужило главной движущей силой произошедших или не произошедших изменений публичной политики, что определило успех тех или иных политических решений в разных странах и секторах публичной политики. Конкретный причинно-следственный механизм публичной политики варьируется от страны к стране, от сектора к сектору, от проблемы к проблеме. Поэтому задача - выявить этот механизм.

Предлагаются ли какие-либо методы изучения публичной политики в рамках evolutionary theory? Как выявить, оценить, измерить значимость механизма выработки и реализации публичной политики? (Виктор Альберт, доцент кафедры публичной политики).

Нет, работа Питера Джона скорее теоретико-методологическая, хотя изобилует примерами, иллюстрирующими рассматриваемые теории и подходы. Однако публичная политика не единственная научная дисциплина, которая столкнулась с проблемой моделирования социальной реальности без редуцирования ее сложности. Разрабатываются методы за пределами традиционного их деления на количественные и качественных, так называемые mixed methods, непараметрические методы в статистике, Qualitative Comparative Analysis (QCA), Formal Concept Analysis (FCA), формальный анализ социальных сетей.

Может ли синтетическая теория Питера Джона объяснить выработку и реализацию публичной политики в не-западных социумах? Если evolutionary theory – это синтетический подход, то предполагает ли он также диалектические противоречия между его составляющими? (Санджай Раджханс, старший преподаватель кафедры публичной политики)

Питер Джон критикует классические подходы к анализу публичной политики, а также рассматривает синтетические теории на примере кейсов стран Западной Европы и Северной Америки. Верификация и фальсификация его теории на материале не-западных социумов – актуальнейшая задача. Противоречия в рамках одного исследования снимаются при рассмотрении всех элементов публичной политики (институтов, акторов, факторов и идей) в их взаимодействии и влиянии на результат. Это довольно амбициозная и сложная научно-исследовательская программа, требующая анализа как главных, так и второстепенных причин и следствий, когда в результате взаимодействия главные причины могут стать второстепенными, а неглавные – определяющими динамику различия в публичной политике.

Учитывая эту методологическую сложность, можно ли рекомендовать молодым исследователям публичной политики теорию Питера Джона? (С.А.Пархоменко, доцент кафедры публичной политики)

Обязательно нужно рекомендовать книгу Питера Джона для чтения и анализа студентами, так как она дает отличный обзор существующих теорий и подходов к анализу публичной политики, как классических, так и синтетических. Но для молодых исследователей, пишущих курсовую или дипломную работу важен конкретный фокус исследования, поэтому лучше начинать с анализа публичной политики, выбрав какой-либо классический подход, и последовательно двигаться к синтетическому анализу в дальнейших исследованиях. Амбициозным молодым ученым, имеющим опыт исследования публичной политики, нужно выявлять сложные модели выработки и реализации политико-управленческих решений в конкретных странах (регионах), в определенный ограниченный период времени.

Видеозапись семинара доступна по ссылке