• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО: учебник

Белановский Ю. С., Беневоленский В. Б., Горлова Н. И. и др.

М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022.

Статья
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В НКО: ТЕОРИИ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Якобсон Л. И., Иванова Н. В., Телицына А. Ю.

Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. Т. 6. С. 459-476.

Глава в книге
Сектор НКО и волонтерство: изменения на пути в посткризисную эпоху

Мерсиянова И. В., Иванова Н. В.

В кн.: "Черный лебедь" в белой маске. Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. Гл. 6. С. 117-148.

Препринт
The Evaluation and Monitoring of Transparency in Socially Oriented Nongovernment Organizations in Russia

Nezhina T. G., Pavlovskaya S. V.

The Third Sector in Transition: Accountability, Transparency, and Social Inclusion. The International Society for Third-Sector Research (ISTR), 2016. No. 10.

Эффективная стажировка: знакомство с программами управления социальными проектами и менеджмента НКО за рубежом

В рамках стажировки программы Фулбрайт (Visiting Scholar) Александра Телицына посетила ряд государственных и частных университетов в США, в которых реализуются обучающие программы по менеджменту НКО и управлению социальными проектами: Salem State University, The University of North Carolina at Chapel Hill, Duke University, Stanford University и ряд других.

Эффективная стажировка: знакомство с программами управления социальными проектами и менеджмента НКО за рубежом

Глобализация — объективная реальность современного мира. Невозможно не замечать происходящие в мире процессы стандартизации и унификации во всех сферах человеческого общества, в том числе и в сфере высшего образования.  

Не удивительно, что многие программы обучения американских студентов мало отличаются от наших.  Однако анализ обучающих программ для тех, кто хочет профессионально развиваться в некоммерческом секторе, программ управления социальными проектами позволил увидеть не только много общего в наших программах, но и выявить некоторые различия.

Изучение силлабусов рабочих программ для студентов часто позволяет перенять практический опыт, ознакомиться с перечнем минимума знаний, умений и навыков, которые получают студенты по окончанию изучения дисциплины. Интересно сравнить пререквизиты, которые требуются в разных университетах от студентов до выбора дисциплины и постреквизиты — ту базу, которая появляется у студентов после завершения   учебного этапа. В силлабусах для ориентации абитуриентов и студентов дается структура курса, из чего состоит его учебная база, состав основных, дополнительных и рекомендованных учебных материалов и литературы. Как и у нас в Вышке, важной частью силлабуса является описание учебного процесса и принципов оценки работы студентов.

Например, в обязательные дисциплины специализации Master of science in nonprofit management, (при этом есть Graduated Certificate in nonprofit management, Graduated certificate in fundraising and development — с меньшим количество часов) входит 15–17 академических часов: фандрайзинг, социальные инновации, лидерство и коммуникации, управление проектами, социальные медиа и аналитика.  В программу, занимающую 24 академических часа:

  • Стратегический менеджмент для некоммерческих организаций;
  • Управление в НКО;
  • Написание заявок на гранты и отчетность;
  • Продвижение НКО;
  • Финансовый менеджмент;
  • Принципы фандрайзинга, развитие организации;
  • Менеджмент управления человеческими ресурсами;
  • Элективные курсы (6 академических часов).

В общей сложности обучение занимает 45–47 академических часов и обычно прохождение курса занимает 1,5–2 года. Обучение часто проводится в небольших группах, при постоянном взаимодействии и консультациями с профессорами и преподавателями. При этом существует большой объем регулярных домашних заданий и постоянный текущий контроль, которые ожидаемо приводит к высокому качеству подготовки студентов. Выпускники   готовы творчески подходить к любой нестандартной задаче, свободно пишут, говорят, дискутируют. То есть основная задача образования — не наполнить знаниями, а научить «где взять информацию», анализировать и применять на практике полученные знания.

Отдельное внимание во многих программах уделяется лидерству и развитию личностных качеств работников некоммерческого сектора, стоимости репутации некоммерческих организаций. Интересной особенностью взаимодействия со студентами является практика в реальных уже действующих социальных проектах. 

 

К сведению: У Высшей школы экономики в настоящее время насчитывается 420 иностранных партнерских организаций, среди ее преподавателей — более 300 профессоров (PhD) из разных стран мира, более 500 курсов читаются на английском языке, и на настоящий момент в университете учится более 4400 иностранных студентов.