Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Телефон:
+7 (495) 772-95-90 *123-39
Электронная почта:
imersianova@hse.ru;
go@hse.ru
Адрес:
101978, г.Москва, ул.Мясницкая, д.20, к. 243.
Кафедра экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях была создана в 2012 году. Ее создание позволило впервые в России сформировать подразделение, ведущее разностороннюю образовательную деятельность по данному профилю в единстве с исследовательской, консультационной и сетевой деятельностью научного центра, встроенного в международную кооперацию ученых. Формированию кафедры предшествовало создание Научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора на базе Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Деятельность кафедры призвана обеспечить НИУ ВШЭ лидерские позиции в стране, постсоветском пространстве и Восточной Европе в подготовке и повышении квалификации специалистов по экономике и управлению в организациях некоммерческого сектора.
Белановский Ю. С., Беневоленский В. Б., Горлова Н. И. и др.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022.
Якобсон Л. И., Иванова Н. В., Телицына А. Ю.
Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. Т. 6. С. 459-476.
Мерсиянова И. В., Иванова Н. В.
В кн.: "Черный лебедь" в белой маске. Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. Гл. 6. С. 117-148.
Nezhina T. G., Pavlovskaya S. V.
The Third Sector in Transition: Accountability, Transparency, and Social Inclusion. The International Society for Third-Sector Research (ISTR), 2016. No. 10.
Стратегические сессии необходимы для развития любой организации, очень важно определить вектор направления развития, направленный на прорыв, иначе трудно избежать «топтания на месте». Для организаций некоммерческого сектора стратегическое планирование особенно значимо. Наиболее известные модели стратегического планирования общественных и некоммерческих организаций произошли от модели политики Гарварда, разработанной в Гарвардской Школе бизнеса (Брисон, 1988).
Следуя меткому выражению известного сатирика, писателя и актера Уилла Роджерса «Даже если вы находитесь на правильном пути, вас обгонят, если Вы просто сидите», сотрудник нашего центра Александра Телицына, член правления Ассоциации фандрайзеров — НКО, объединяющей специалистов в сфере привлечения средств на благотворительные и социальные программы и проекты в России — приняла участие в стратегической сессии с целью определить направления развития в наше сложное турбулентное время. Ведь основная миссия стратегического планирования — свести к минимуму принятие решений в кризисном режиме.
Во время сессии акцент в очередной раз был сделан на отличия стратегии некоммерческой организации от коммерческой: главная цель НКО — не прибыль. Она неоднозначна и может изменяться. Это настраивает на непрерывный ее поиск и обновление. Цели часто размыты и обобщены, поэтому неизмеримы. Это усложняет понимание успеха деятельности. Эффективность деятельности невозможно измерить в финансовых параметрах. Это заставляет искать иные критерии оценки.
Во время стратегической сессии участники описали главную задачу организации и образ ее желаемого будущего, сформулировали тактические цели на ближайший год, а также определили количественные и качественные параметры успеха организации. Состоялась первая итерация разработки стратегической программы развития — постановка стратегических целей и разработка показателей достижения целей.
Большие споры вызвало формулирование стратегического видения развития НКО на основе подведения итогов предыдущего периода деятельности компании, для этого был проведен ситуационный анализ внутренней и внешней среды: сильных сторон организации и слабых сторон организации, возможностей и угроз, выделение и ранжирование ключевых факторов успешности, определение веса факторов и стратегических целей.
Ассоциация фандрайзеров была открыта в России в октябре 2013 г. Ее учредителями стали ведущие фандрайзеры страны, а среди ее членов — известные российские и международные НКО. Миссия Ассоциации фандрайзеров — содействие развитию благотворительности в России через формирование и продвижение этичного и эффективного фандрайзинга, основанного на доверии и ответственности. Цель деятельности — развитие в Российской Федерации фандрайзинга как социального института.