Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Телефон:
+7 (495) 772-95-90 *123-39
Электронная почта:
imersianova@hse.ru;
go@hse.ru
Адрес:
101978, г.Москва, ул.Мясницкая, д.20, к. 243.
Кафедра экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях была создана в 2012 году. Ее создание позволило впервые в России сформировать подразделение, ведущее разностороннюю образовательную деятельность по данному профилю в единстве с исследовательской, консультационной и сетевой деятельностью научного центра, встроенного в международную кооперацию ученых. Формированию кафедры предшествовало создание Научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора на базе Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Деятельность кафедры призвана обеспечить НИУ ВШЭ лидерские позиции в стране, постсоветском пространстве и Восточной Европе в подготовке и повышении квалификации специалистов по экономике и управлению в организациях некоммерческого сектора.
Абдрахманова Г. И., Алешин Д. А., Артамонов Р. Е. и др.
Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.
Мерсиянова И. В., Брюхно А. С.
Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 357-375.
Телицына А. Ю., Курносова С., Харлампиева Н. К. и др.
В кн.: Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем материалы 4-й Междунар. науч. конф. памяти акад. А. И. Татаркина. Издательство Челябинского государственного университета, 2020.
Nezhina T. G., Pavlovskaya S. V.
The Third Sector in Transition: Accountability, Transparency, and Social Inclusion. The International Society for Third-Sector Research (ISTR), 2016. No. 10.
Точка отсчета — всероссийский конкурс публичных годовых отчетов СОНКО, который Форум Доноров проводит в партнерстве с Агентством социальной информации и Центром «Благосфера» при поддержке Министерства экономического развития РФ и Фонда президентских грантов. Ирина Мерсиянова и Александра Телицына в течение многих лет являются экспертами этого конкурса.
Во время заседания состоялась дискуссия на тему основной цели проекта — конкурса «Точка отсчета». Это прежде всего повышение доверия к некоммерческому сектору за счет развития и продвижения культуры прозрачности и отчетности НКО или же конкурс служит использованию инструментов отчетности для построения коммуникаций с заинтересованными сторонами. Может быть конкурс представляет собой образовательный проект, который позволяет расти и развиваться даже тем организациям, чьи отчеты соответствуют «золотому стандарту». Или это способ проанализировать собственную деятельность и получить «обратную связь» от стейкхолдеров и экспертного сообщества.
Эксперты пришли к заключению, что развитие некоммерческих организаций и благотворительности в целом невозможно без доверия к ним со стороны общества, властей и бизнеса. Один из способов повысить доверие к себе — быть прозрачным.
Александра Телицына приняла активное участие в дискуссии и выступила с сообщением, в котором резюмировала: публичный годовой отчет — особый вид отчетности, представляющий собой структурированный рассказ о деятельности некоммерческой организации за прошедший год. Отчет раскрывает смысловое наполнение работы организации, содержание ключевых мероприятий и их результаты. В идеале он должен включать отчеты о проведенной оценке, партнерских проектах и участии экспертов, статистику, цифры, инфографику и многое другое, что дает наиболее полное и понятное представление для внешнего наблюдателя о работе организации.
Разговор о необходимости развития культуры информационной открытости некоммерческих организаций, определения более четких ориентиров и стандартов следования принципам прозрачности и открытости ведется не первый год. Доверие общества к некоммерческим организациям — один из ключевых факторов их успешной деятельности, фундамент эффективной реализации миссии и целей. Однако трудно доверять тому, с чем практически не знаком: важно понимать, что делает та или иная организация, для чего она была создана, кому и как оказывает помощь. Поэтому каждый раз, поднимая вопрос доверия, речь заходит о прозрачности.
Прозрачность представляет собой прежде всего открытость и доступность информации об организации, достаточной для понимания ее стейкхолдерами того, что и почему предпринимается для достижения целей. Прозрачность становится одним из базовых принципов коммуникации организации с внешней средой, обеспечивая обратную связь и развитие.
Эксперты констатировали, что именно от доступности информации об организации во многом зависит доверие общества и государства к некоммерческому сектору в целом, а значит и его поддержка, а также личное участие граждан. Определение понятия «прозрачности» организации формируется постепенно, расширяясь и трансформируясь вместе с развитием сектора.