• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
Интеграция подростков, оставшихся в детстве без попечения родителей, в социум большого города

Телицына А. Ю.

В кн.: Подросток в мегаполисе: новая реальность. Сборник трудов XV международной научно-практической конференции. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022.

Препринт
The Evaluation and Monitoring of Transparency in Socially Oriented Nongovernment Organizations in Russia

Nezhina T. G., Pavlovskaya S. V.

The Third Sector in Transition: Accountability, Transparency, and Social Inclusion. The International Society for Third-Sector Research (ISTR), 2016. No. 10.

Волонтерство как часть образовательного процесса

Ирина Мерсиянова выступила спикером на панельной дискуссии «Волонтерство как часть образовательного процесса» в рамках деловой программы Международного форума добровольцев в Сочи.

Волонтерство как часть образовательного процесса

В третий день Международного форума добровольцев деловая программа была насыщена обсуждением наиболее актуальных тем для мирового добровольческого движения. Обсуждение шло в русле тематики целей устойчивого развития ООН, тонкостей разработки социальных рекламных кампаний, опыта включения лиц с ОВЗ в волонтерскую деятельность, возможностей для реализации идей и инициатив в рамках существующих «социальных лифтов» и других вопросов.

Учитывая, что добровольцы являются мощным ресурсом развития общества, панельная дискуссия «Волонтерство как часть образовательного процесса» вызвала большой интерес у участников форума, среди которых — много учащихся разных учебных заведений. Аудитория не понаслышке знакома с барьерами в работе волонтеров и НКО в образовательных организациях, поэтому жизненно заинтересована в нахождении путей их решения. В ходе дискуссии также были обсуждены вопросы кадрового и инфраструктурного потенциала университетов для некоммерческого сектора.

Заведующая кафедрой экономики и управления некоммерческих организаций НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, которой тема знакома и как преподавателю с многолетним стажем, и как опытному исследователю волонтерства в нашей стране, обсудила с участниками дискуссии вопрос о том, стоит ли интегрировать волонтерство в образовательный процесс и каким образом это можно осуществить. Спикер использовала в докладе данные опроса волонтеров, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества при участии Агентства стратегических инициатив, в котором наряду с 8401 волонтером приняло участие более 4 тысяч учащихся образовательных учреждений старше 18 лет. Так, более половины респондентов (58%) считают, что развитию волонтерства способствуют образовательные организации (школы, вузы и т.д.). Волонтерство и сегодня идет бок о бок с учебным процессом, а специализированный учебный модуль может способствовать профессионализации организаторов и участников волонтерских проектов.

Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина подчеркнула, что есть опасность забюрократизировать эту тему: «Очень важно, чтобы мы не делали эту тему искусственной — вот все закончится на том моменте, когда мы выставим за это баллы, раздадим грамоты и скажем каждому, кто чем должен заниматься — вот этого быть не должно. Замминистра напомнила, что волонтерские движения зарождались в университетах, но, по ее мнению, не стоит устанавливать возрастной ценз для волонтеров, как и излишне регламентировать другие условия. «Мы будем не только по формальным признакам — на уровне регламентирующих эту деятельность документов — это направление поддерживать», — подчеркнула замминистра.

В какую почву, с точки зрения замминистра, должно быть посажено дерево добровольческих усилий? «Должна быть создана в каждой образовательной организации и очень поддержанная в обществе и в семье среда, когда без этого ты уже просто не можешь жить», — объяснила она свою точку зрения. — Однако есть вещи, которые нужно будет нормировать, это позволит процесс упорядочить, определить какие-то важные, понятные целевые ориентиры».

Директор по социальным и профессиональным коммуникациям Всероссийского центра исследования общественного мнения Наталья Седова представила доклад «Исследование потенциала развития добровольчества среди обучающихся образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования». Также в обсуждении приняли участие заместитель руководитель Фонда «Талант и успех» Алексей Горбачев, заместитель председателя Совета Ассоциации волонтерских центров Иван Радько, директор федерального центра поддержки добровольчества и наставничества Министерства здравоохранения РФ Георгий Надарейшвили.

Обсуждая разные темы, участники дискуссий каждый раз касаются и вопросов мотивации добровольцев. Отвечая на вопрос организаторов, почему ты стал волонтером, всего лишь одним словом, делегаты крупнейшего события в мире волонтерства говорят: «Самореализация, неравнодушие, добро, саморазвитие, самоотдача, энергетика, взаимопомощь, опыт, отдача, возможность, радость и, наконец, не на последнем месте звучит слово такое слово, как…счастье». Оказывается, все просто — помогая другим, ты становишься немного счастливее, что подтверждается и данными научных исследований.