• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО: учебник

Белановский Ю. С., Беневоленский В. Б., Горлова Н. И. и др.

М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022.

Статья
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В НКО: ТЕОРИИ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Якобсон Л. И., Иванова Н. В., Телицына А. Ю.

Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. Т. 6. С. 459-476.

Глава в книге
Transformation of Civil Society Organization Functions in Modern Russia

Jakobson L., Mersianova I.

In bk.: Civil Society: Concepts, Challenges, Contexts. Springer Cham, 2022. Ch. 23. P. 333-347.

Препринт
The Evaluation and Monitoring of Transparency in Socially Oriented Nongovernment Organizations in Russia

Nezhina T. G., Pavlovskaya S. V.

The Third Sector in Transition: Accountability, Transparency, and Social Inclusion. The International Society for Third-Sector Research (ISTR), 2016. No. 10.

Волонтерство как часть образовательного процесса

Ирина Мерсиянова выступила спикером на панельной дискуссии «Волонтерство как часть образовательного процесса» в рамках деловой программы Международного форума добровольцев в Сочи.

Волонтерство как часть образовательного процесса

В третий день Международного форума добровольцев деловая программа была насыщена обсуждением наиболее актуальных тем для мирового добровольческого движения. Обсуждение шло в русле тематики целей устойчивого развития ООН, тонкостей разработки социальных рекламных кампаний, опыта включения лиц с ОВЗ в волонтерскую деятельность, возможностей для реализации идей и инициатив в рамках существующих «социальных лифтов» и других вопросов.

Учитывая, что добровольцы являются мощным ресурсом развития общества, панельная дискуссия «Волонтерство как часть образовательного процесса» вызвала большой интерес у участников форума, среди которых — много учащихся разных учебных заведений. Аудитория не понаслышке знакома с барьерами в работе волонтеров и НКО в образовательных организациях, поэтому жизненно заинтересована в нахождении путей их решения. В ходе дискуссии также были обсуждены вопросы кадрового и инфраструктурного потенциала университетов для некоммерческого сектора.

Заведующая кафедрой экономики и управления некоммерческих организаций НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, которой тема знакома и как преподавателю с многолетним стажем, и как опытному исследователю волонтерства в нашей стране, обсудила с участниками дискуссии вопрос о том, стоит ли интегрировать волонтерство в образовательный процесс и каким образом это можно осуществить. Спикер использовала в докладе данные опроса волонтеров, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества при участии Агентства стратегических инициатив, в котором наряду с 8401 волонтером приняло участие более 4 тысяч учащихся образовательных учреждений старше 18 лет. Так, более половины респондентов (58%) считают, что развитию волонтерства способствуют образовательные организации (школы, вузы и т.д.). Волонтерство и сегодня идет бок о бок с учебным процессом, а специализированный учебный модуль может способствовать профессионализации организаторов и участников волонтерских проектов.

Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина подчеркнула, что есть опасность забюрократизировать эту тему: «Очень важно, чтобы мы не делали эту тему искусственной — вот все закончится на том моменте, когда мы выставим за это баллы, раздадим грамоты и скажем каждому, кто чем должен заниматься — вот этого быть не должно. Замминистра напомнила, что волонтерские движения зарождались в университетах, но, по ее мнению, не стоит устанавливать возрастной ценз для волонтеров, как и излишне регламентировать другие условия. «Мы будем не только по формальным признакам — на уровне регламентирующих эту деятельность документов — это направление поддерживать», — подчеркнула замминистра.

В какую почву, с точки зрения замминистра, должно быть посажено дерево добровольческих усилий? «Должна быть создана в каждой образовательной организации и очень поддержанная в обществе и в семье среда, когда без этого ты уже просто не можешь жить», — объяснила она свою точку зрения. — Однако есть вещи, которые нужно будет нормировать, это позволит процесс упорядочить, определить какие-то важные, понятные целевые ориентиры».

Директор по социальным и профессиональным коммуникациям Всероссийского центра исследования общественного мнения Наталья Седова представила доклад «Исследование потенциала развития добровольчества среди обучающихся образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования». Также в обсуждении приняли участие заместитель руководитель Фонда «Талант и успех» Алексей Горбачев, заместитель председателя Совета Ассоциации волонтерских центров Иван Радько, директор федерального центра поддержки добровольчества и наставничества Министерства здравоохранения РФ Георгий Надарейшвили.

Обсуждая разные темы, участники дискуссий каждый раз касаются и вопросов мотивации добровольцев. Отвечая на вопрос организаторов, почему ты стал волонтером, всего лишь одним словом, делегаты крупнейшего события в мире волонтерства говорят: «Самореализация, неравнодушие, добро, саморазвитие, самоотдача, энергетика, взаимопомощь, опыт, отдача, возможность, радость и, наконец, не на последнем месте звучит слово такое слово, как…счастье». Оказывается, все просто — помогая другим, ты становишься немного счастливее, что подтверждается и данными научных исследований.