Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Телефон:
+7 (495) 772-95-90 *123-39
Электронная почта:
imersianova@hse.ru;
go@hse.ru
Адрес:
101978, г.Москва, ул.Мясницкая, д.20, к. 243.
Кафедра экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях была создана в 2012 году. Ее создание позволило впервые в России сформировать подразделение, ведущее разностороннюю образовательную деятельность по данному профилю в единстве с исследовательской, консультационной и сетевой деятельностью научного центра, встроенного в международную кооперацию ученых. Формированию кафедры предшествовало создание Научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора на базе Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Деятельность кафедры призвана обеспечить НИУ ВШЭ лидерские позиции в стране, постсоветском пространстве и Восточной Европе в подготовке и повышении квалификации специалистов по экономике и управлению в организациях некоммерческого сектора.
Телицына А. Ю., Деттер Г. Ф., Забелина Е. В. и др.
Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022.
Мерсиянова И. В., Иванова Н. В., Брюхно А. С.
Социологические исследования. 2022. № 9. С. 38-48.
В кн.: Подросток в мегаполисе: новая реальность. Сборник трудов XV международной научно-практической конференции. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022.
Nezhina T. G., Pavlovskaya S. V.
The Third Sector in Transition: Accountability, Transparency, and Social Inclusion. The International Society for Third-Sector Research (ISTR), 2016. No. 10.
В третий день Международного форума добровольцев деловая программа была насыщена обсуждением наиболее актуальных тем для мирового добровольческого движения. Обсуждение шло в русле тематики целей устойчивого развития ООН, тонкостей разработки социальных рекламных кампаний, опыта включения лиц с ОВЗ в волонтерскую деятельность, возможностей для реализации идей и инициатив в рамках существующих «социальных лифтов» и других вопросов.
Учитывая, что добровольцы являются мощным ресурсом развития общества, панельная дискуссия «Волонтерство как часть образовательного процесса» вызвала большой интерес у участников форума, среди которых — много учащихся разных учебных заведений. Аудитория не понаслышке знакома с барьерами в работе волонтеров и НКО в образовательных организациях, поэтому жизненно заинтересована в нахождении путей их решения. В ходе дискуссии также были обсуждены вопросы кадрового и инфраструктурного потенциала университетов для некоммерческого сектора.
Заведующая кафедрой экономики и управления некоммерческих организаций НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, которой тема знакома и как преподавателю с многолетним стажем, и как опытному исследователю волонтерства в нашей стране, обсудила с участниками дискуссии вопрос о том, стоит ли интегрировать волонтерство в образовательный процесс и каким образом это можно осуществить. Спикер использовала в докладе данные опроса волонтеров, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества при участии Агентства стратегических инициатив, в котором наряду с 8401 волонтером приняло участие более 4 тысяч учащихся образовательных учреждений старше 18 лет. Так, более половины респондентов (58%) считают, что развитию волонтерства способствуют образовательные организации (школы, вузы и т.д.). Волонтерство и сегодня идет бок о бок с учебным процессом, а специализированный учебный модуль может способствовать профессионализации организаторов и участников волонтерских проектов.
Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина подчеркнула, что есть опасность забюрократизировать эту тему: «Очень важно, чтобы мы не делали эту тему искусственной — вот все закончится на том моменте, когда мы выставим за это баллы, раздадим грамоты и скажем каждому, кто чем должен заниматься — вот этого быть не должно. Замминистра напомнила, что волонтерские движения зарождались в университетах, но, по ее мнению, не стоит устанавливать возрастной ценз для волонтеров, как и излишне регламентировать другие условия. «Мы будем не только по формальным признакам — на уровне регламентирующих эту деятельность документов — это направление поддерживать», — подчеркнула замминистра.
В какую почву, с точки зрения замминистра, должно быть посажено дерево добровольческих усилий? «Должна быть создана в каждой образовательной организации и очень поддержанная в обществе и в семье среда, когда без этого ты уже просто не можешь жить», — объяснила она свою точку зрения. — Однако есть вещи, которые нужно будет нормировать, это позволит процесс упорядочить, определить какие-то важные, понятные целевые ориентиры».
Директор по социальным и профессиональным коммуникациям Всероссийского центра исследования общественного мнения Наталья Седова представила доклад «Исследование потенциала развития добровольчества среди обучающихся образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования». Также в обсуждении приняли участие заместитель руководитель Фонда «Талант и успех» Алексей Горбачев, заместитель председателя Совета Ассоциации волонтерских центров Иван Радько, директор федерального центра поддержки добровольчества и наставничества Министерства здравоохранения РФ Георгий Надарейшвили.
Обсуждая разные темы, участники дискуссий каждый раз касаются и вопросов мотивации добровольцев. Отвечая на вопрос организаторов, почему ты стал волонтером, всего лишь одним словом, делегаты крупнейшего события в мире волонтерства говорят: «Самореализация, неравнодушие, добро, саморазвитие, самоотдача, энергетика, взаимопомощь, опыт, отдача, возможность, радость и, наконец, не на последнем месте звучит слово такое слово, как…счастье». Оказывается, все просто — помогая другим, ты становишься немного счастливее, что подтверждается и данными научных исследований.