• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В НКО: ТЕОРИИ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Якобсон Л. И., Иванова Н. В., Телицына А. Ю.

Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. Т. 6. С. 459-476.

Глава в книге
Сектор НКО и волонтерство: изменения на пути в посткризисную эпоху

Мерсиянова И. В., Иванова Н. В.

В кн.: "Черный лебедь" в белой маске. Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. Гл. 6. С. 117-148.

Препринт
The Evaluation and Monitoring of Transparency in Socially Oriented Nongovernment Organizations in Russia

Nezhina T. G., Pavlovskaya S. V.

The Third Sector in Transition: Accountability, Transparency, and Social Inclusion. The International Society for Third-Sector Research (ISTR), 2016. No. 10.

Ирина Мерсиянова выступила с докладом в рамках конференции «Добровольчество: совершенствуя общество, развиваем себя»

В своем докладе Ирина Мерсиянова на основе данных мониторинга состояния гражданского общества проанализировала основные параметры социального портрета современного российского добровольца, указав на отличия по отдельным направлениям деятельности (по результатам крупномасштабного опроса волонтеров, который был проведенв 2019 году в форме онлайн анкетирования).

Ирина Мерсиянова выступила с докладом в рамках конференции «Добровольчество: совершенствуя общество, развиваем себя»

Исследование было проведено в рамках мониторинга состояния гражданского общества совместно с Агентством стратегических инициатив при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Доклад вызвал неподдельный интерес у участников конференции, как практиков третьего сектора, так и теоретиков, которые вместе с докладчиком проанализировали портрет современного российского волонтера: особенно большой интерес эти данные представляли для тех, кто на регулярной основе привлекает в работу своих организаций добровольцев. 

В результате опроса была получена 16 721 полностью заполненная анкета. В случае 13 860 анкет респонденты были участниками организованного волонтерства, тогда как 1 793 респондента отметили, что осуществляли добровольческую деятельность самостоятельно.

Как при самостоятельном участии, так и в случае организованного волонтерства, подавляющее большинство респондентов составили женщины. В целом по массиву лишь четвертая часть волонтеров была представлена «сильным» полом. В данном случае, цифры опроса подтвердили негласное мнение, что у некоммерческого российского сектора — женское лицо.  

34% принявших участие в опросе составили молодые люди в возрасте 18–24 лет, 25% — 25–34 лет. Тенденция по возрасту состоит в падении доли волонтеров в зависимости от прожитых лет: 12% составили люди более зрелого возраста от 35 до 45 лет, а в возрасте старше 55 лет волонтеров лишь 3%.

46% от общего числа респондентов — люди с высшим образованием (с дипломом специалиста, бакалавра, магистра).

С точки зрения материального положения участники волонтерского движения представляют собой людей со средним достатком. У 30% респондентов на бытовую технику денег хватает, но автомобиль купить не могут. Учитывая большое количество людей молодого возраста, не вызывают удивления 36% респондентов, которые не покупают себе бытовую технику, возможно, расходы на нее несут их родители. Что подтверждает и род занятий респондентов, 37% из них — студенты. Специалисты различного рода составили 29% от общего числа опрошенных, хотя есть среди волонтеров и рабочие, и бизнесмены, и руководители, и даже безработные, неработающие пенсионеры и домохозяйки или женщины в декретном отпуске.

Четверть всех волонтеров, прошедших опрос, состоит в зарегистрированном браке, а, как известно, семейственность играет важную роль в осуществлении волонтерской деятельности. Однако, учитывая возраст респондентов, среди которых — большинство людей молодого возраста (а в опросе приняло участие и 20% респондентов до 18 лет), не удивительно, что большинство не состоит в браке.

В Москве и Санкт-Петербурге проживают 10% респондентов, занятых волонтерской деятельностью. Больше всего респондентов проживают в Центральном и Приволжском федеральных округах, однако опрос затронул и тех, кто живет в Сибирском, Северо-Западном, Уральском, Южном, Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах.

В крупных городах проживают 26% (города-миллионники) и 16% (города с населением от 500 тыс до млн человек).

Таким образом можно сделать вывод, что наиболее высока вероятность стать волонтером у молодого человека, студента или специалиста с высшим образованием, среднего достатка или обеспеченного выше среднего, проживающего в крупном городе.

И эти волонтеры с высокой долей вероятности будут заняты в событийном (58%), социальном (53%), экологическом (50%) или спортивном (40%) волонтерстве.

Более подробно с результатами опроса можно ознакомиться по ссылке.