Семинар Елены Петровой “Мотивы участия пожилых людей в курсах активного долголетия”
Уважаемые коллеги, приглашаем вас принять участие в семинаре Елены Петровой в рамках работы стартовой проектной группы факультета социальных наук "Образовательные курсы для пожилых людей как ресурс активного долголетия", посвященном мотивам участия пожилых людей в курсах активного долголетия. Семинар проводится в рамках программы семинаров Международной лаборатории исследований социальной интеграции.
Аннотация:
Социальные работники в области геронтологии, формируя систему непрерывного образования в учреждениях соцобслуживания (Zemaitaityte, Petrauskiene, 2018), рассматривают эти программы как основу социального участия и благополучия "серебряного возраста". Однако разработка инклюзивных услуг, повышающих вовлеченность, требует глубокого понимания мотивов пожилых слушателей, выходящего за рамки ранее установленных факторов, таких как познавательный интерес и социальные контакты. В данном исследовании рассматривается комплексная мотивационная структура участников программ активного долголетия в России, опираясь на интегративную герагогику, концепции качества жизни, Мадридского плана и данные опроса, проведенного в 2024 г. в 4 регионах России (N=819). Для анализа структуры мотивации выделяется четыре группы слушателей по типу участия — исключительно очно, очно с интересом к онлайн, ранее посещавшие онлайн и текущие онлайн-слушатели. Результаты показывают, что очные программы преимущественно связаны с социально-ориентированными мотивами и с телесно-ориентированными потребностями, тогда как онлайн-формат выбирается исходя из предметно-ориентированных (развитие практических навыков) и личностно-ориентированных мотивов (в первую очередь личностный рост, саморефлексия), а также в силу гибкости и экономической доступности. Стоит отметить выявленную дифференциацию среди онлайн-слушателей: граждане серебряного возраста с ОВЗ демонстрируют повышенную значимость предметно-ориентированных и социально-ориентированных мотивов. Выявлены и гендерные различия онлайн-участия: женщинам характерны устойчиво более высокие показатели по социально-ориентированным и личностно-ориентированным мотивам. Исследование подтверждает необходимость проектирования программ, учитывающих доминирующие мотивы, а также адаптации к гендерным и физическим различиям для реализации инклюзивного потенциала образования в улучшении социальной интеграции и качества жизни пожилых.
Рабочий язык семинара: русский
Дискутант: Дарья Игоревна Присяжнюк, канд.соц.наук, ведущий научный сотрудник МЛИСИ НИУ ВШЭ
Для отчетности перед нашим университетом, нам необходимо составить реестр участников мероприятия. По этой причине мы просим вас заполнить регистрационную форму ниже на удобном для вас языке - русском или английском. Спасибо!
