Роль метафоры в интерпретации и переживании кризисных ситуаций: доклад научно-учебной группы «Лаборатория развития личности»
С докладом «Транзит смысла: роль метафоры в интерпретации и переживании кризисных ситуаций» выступил Савелий Кесопуло, участник нучно-учебной группы «Лаборатория развития личности», студент магистерской программы «Позитивная психология». Дискуссантом выступила Юлия Витко, участница научно-учебной группы, младший научный сотрудник департамента психологии.
Одним из способов преодоления критических ситуаций является метафора. Она может быть использована как инструмент реструктуризации смыслов. Например, метафору «пути» или «путешествия» могут использовать люди с актуальным личностным кризисом. Она помогает воспринимать тяжелые события как особый процесс трансформации и как временный этап жизни. Вместе с тем, такая метафора позволяет включить опыт изменений, преодоления трудностей и все то, что может происходить в авантюрном времени путешествия (Бахтин, 1979). Благодаря метафоре тяжелые и порой травматичные жизненные испытания становится возможным воспринимать как ресурсный, богатый на впечатления и преобразования опыт.
Несмотря на высокий интерес к этой теме, в научной литературе до сих пор сохраняются расхождения в понимании механизмов действия метафоры, её функций и границ применения в психотерапевтической практике. В докладе Савелия Кесопуло, участника научно-учебной группы «Лаборатория развития личности», метафору рассматривается как механизм осознания и преодоления кризисов. Были представлены и проанализированы подходы разных психологических школ, а также практические примеры и авторская схема метафорических процессов в работе с кризисными состояниями личности.
