Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д.9/11, комн. 512
Телефон: +7 (495) 771 3244
Факс: +7(495) 772 9590 *11308
Email: ivzavyalova@hse.ru
Афанасьев М. П., Витте С. Ю.
Ч. 2. М.: Юрайт, 2019.
Фальков В. Н., Латышев А. С., Толстиков А. В. и др.
Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1. № 2. С. 15-37.
Lobova S. V., Bogoviz A. V.
In bk.: The Cyber Economy. Opportunities and Challenges for Artificial Intelligence in the Digital Workplace. Switzerland: Springer Publishing Company, 2019. P. 169-174.
Gans-Morse J., Kalgin A., Klimenko A. et al.
Working Paper Series . WP-19-16. Northwestern Institute for Policy Research, 2019
Курс проводился совместно департаментом статистики университета Утрехта и сотрудниками национального статистического ведомства Голландии – Statistics Netherlands. Основным его содержанием было описание лучших практик составления опросников, формирования выборки, разработки вопросов и шкал и описание основным методов анализа данных.
Это была моя вторая поездка на летнюю школу в университет Утрехта, мне этот университет очень нравится, а сама школа организована неизменно отлично.
Университет Утрехта организован прекрасно – отдельный кампус в 15 минутах езды от центра города на автобусе. Собственный ботанический сад, компактный кампус, прекрасные здания, современная архитектура. Просторная библиотека.
Утрехт – студенческий город, я был там как раз во время прохождения фестивалей студенчества перед учебным годом. Студенческая жизнь кипит. Город маленький, комфортный и очень аккуратный. Каналы, парки, готические церкви. Всё это производит очень приятное впечатление. Естественно, везде велосипеды.
Голландия – очень комфортная страна, всё работает, как надо, всё основательное и практичное. Можно многому у них научиться.
Знакомство, вступительные слова. Базовые понятия опросных исследований. Отдельное внимание уделяется проблемам систематического отсутствия ответов (unit non-response).
Особенности различных форматов проведения опросов – преимущества и недостатки онлайн, face-to-face, бумажных и мобильных опросов.
Основное внимание уделено пилотированию опросников. Детальный рассказ о том, как в Statistics Netherlands делается пилотирование и тестирование опросников. Узнал о когнитивных интервью, т.е. о интервью, которые позволяют выявить ассоциации, которые вызывают вопросы у респондента. Рассказ производит впечатление большой основательности подготовки их опросов. Они не просто формулируют вопросы и запускают их, но по несколько раз проговаривают с несколькими разными респондентами все формулировки, спрашивают их о том, какие сомнения возникают у них при ответе. Весьма полезно, но из опыта я знаю, что в наших условиях вечного цейтнота это применить сложновато. Так, например, они сказали, что этап пилотирования опроса у них занимает от 2-х месяцев до 2-х лет.
Разработка шкал, валидация шкал, методы анализа (факторный анализ). Разновидности факторного анализа. Оптимальное использование программного пакета SPSS. Практикум, отработка навыков SPSS.
Очень полезные упражнения и «лайфхаки» SPSS. Отличные рекомендации по литературе. Личные консультации. Я обсудил дизайн своего проекта, который запускаю в этом году (разработка шкалы «Образ государства» или «Шкала Левиафана»).
Рассказ о мерах по соблюдению приватности и конфиденциальности в Statistics Netherlands и обсуждения ограничений официальной статистики. Короткий день, прощание, посещение ботанического сада.
1) Курс полезен тем, кто имеет мало опыта в составлении опросов. Полученные советы позволяют избежать многих типичных ошибок.
2) Интересно знакомство с системой статистического учета Голландии. Осталось впечатление очень большой основательности и высокого качества опросов.
3) «Каждый квадратный метр Нидерландов описан и задокументирован. Мы знаем, как используется каждый кусочек земли в нашей стране». Для российского слушателя это весьма интересный контраст с российской действительностью.
4) Это мой второй раз на школе Утрехта. В 2015-м году я посещал курс по структурному моделированию в Mplus. Могу дать очень положительные отзывы и высоко рекомендовать эту школу.
5) При наличии опыта опросов, следует выбирать более углубленные курсы, но при отсутствии систематического образования в области проведения опросов, этот курс является полезным введением.
6) Интересным мне показалась их отработанная практика внутриуниверситетской кооперации. Есть департамент статистики, люди в котором специализируются по методам. Они сотрудничают со специалистами по дисциплинам. Т.е. скажем, один и тот же методолог может сегодня работать с экономистом, завтра с политологом, потом со специалистом по клиническим испытаниям. Методологи знают всё о методах и консультируют профильных специалистов. Мне кажется, такой подход весьма эффективен и мог бы активнее использоваться и у нас.
Александр Калгин,
доцент департамента государственного и муниципального управления