• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Russian Federation Cross-Border Investments and Bank Expansion

Afanasyev M. P., Shash N.

Public Administration Issues. 2019. No. 6. P. 105-120.

Глава в книге
Embracing Artificial Intelligence and Digital Personnel to Create High-Performance Jobs in the Cyber Economy

Lobova S. V., Bogoviz A. V.

In bk.: The Cyber Economy. Opportunities and Challenges for Artificial Intelligence in the Digital Workplace. Switzerland: Springer Publishing Company, 2019. P. 169-174.

Препринт
Public Service Motivation as a Predictor of Altruism, Dishonesty, and Corruption

Gans-Morse J., Kalgin A., Klimenko A. et al.

Working Paper Series . WP-19-16. Northwestern Institute for Policy Research, 2019

Опросы и статистика по-голландски: летняя школа в Университете Утрехта

14-18 августа в Университете Утрехта (Нидерланды) прошла летняя школа Utrecht Summer School, в которой принял участие доцент департамента государственного и муниципального управления Александр Калгин. Он прошел курс «Survey Research: Design, Implementation and Data processing», посвященный методологии проведения опросных исследований, и делится своими впечатлениями.

Курс проводился совместно департаментом статистики университета Утрехта и сотрудниками национального статистического ведомства Голландии – Statistics Netherlands. Основным его содержанием было описание лучших практик составления опросников, формирования выборки, разработки вопросов и шкал и описание основным методов анализа данных.

Это была моя вторая поездка на летнюю школу в университет Утрехта, мне этот университет очень нравится, а сама школа организована неизменно отлично.

Университет Утрехта организован прекрасно – отдельный кампус в 15 минутах езды от центра города на автобусе. Собственный ботанический сад, компактный кампус, прекрасные здания, современная архитектура. Просторная библиотека.

Утрехт – студенческий город, я был там как раз во время прохождения фестивалей студенчества перед учебным годом. Студенческая жизнь кипит. Город маленький, комфортный и очень аккуратный. Каналы, парки, готические церкви. Всё это производит очень приятное впечатление. Естественно, везде велосипеды.

Голландия – очень комфортная страна, всё работает, как надо, всё основательное и практичное. Можно многому у них научиться.

День 1

Знакомство, вступительные слова. Базовые понятия опросных исследований. Отдельное внимание уделяется проблемам систематического отсутствия ответов (unit non-response).

День 2

Особенности различных форматов проведения опросов – преимущества и недостатки онлайн, face-to-face, бумажных и мобильных опросов. 

День 3

Основное внимание уделено пилотированию опросников. Детальный рассказ о том, как в Statistics Netherlands делается пилотирование и тестирование опросников. Узнал о когнитивных интервью, т.е. о интервью, которые позволяют выявить ассоциации, которые вызывают вопросы у респондента. Рассказ производит впечатление большой основательности подготовки их опросов. Они не просто формулируют вопросы и запускают их, но по несколько раз проговаривают с несколькими разными респондентами все формулировки, спрашивают их о том, какие сомнения возникают у них при ответе. Весьма полезно, но из опыта я знаю, что в наших условиях вечного цейтнота это применить сложновато. Так, например, они сказали, что этап пилотирования опроса у них занимает от 2-х месяцев до 2-х лет.

День 4

Разработка шкал, валидация шкал, методы анализа (факторный анализ). Разновидности факторного анализа. Оптимальное использование программного пакета SPSS. Практикум, отработка навыков SPSS.

Очень полезные упражнения и «лайфхаки» SPSS. Отличные рекомендации по литературе. Личные консультации. Я обсудил дизайн своего проекта, который запускаю в этом году (разработка шкалы «Образ государства» или «Шкала Левиафана»).

День 5

Рассказ о мерах по соблюдению приватности и конфиденциальности в Statistics Netherlands и обсуждения ограничений официальной статистики. Короткий день, прощание, посещение ботанического сада.

Впечатления:

1) Курс полезен тем, кто имеет мало опыта в составлении опросов. Полученные советы позволяют избежать многих типичных ошибок.

2) Интересно знакомство с системой статистического учета Голландии. Осталось впечатление очень большой основательности и высокого качества опросов.

3) «Каждый квадратный метр Нидерландов описан и задокументирован. Мы знаем, как используется каждый кусочек земли в нашей стране». Для российского слушателя это весьма интересный контраст с российской действительностью.

4) Это мой второй раз на школе Утрехта. В 2015-м году я посещал курс по структурному моделированию в Mplus. Могу дать очень положительные отзывы и высоко рекомендовать эту школу.

5) При наличии опыта опросов, следует выбирать более углубленные курсы, но при отсутствии систематического образования в области проведения опросов, этот курс является полезным введением.

6) Интересным мне показалась их отработанная практика внутриуниверситетской кооперации. Есть департамент статистики, люди в котором специализируются по методам. Они сотрудничают со специалистами по дисциплинам. Т.е. скажем, один и тот же методолог может сегодня работать с экономистом, завтра с политологом, потом со специалистом по клиническим испытаниям.  Методологи знают всё о методах и консультируют профильных специалистов. Мне кажется, такой подход весьма эффективен и мог бы активнее использоваться и у нас.


Александр Калгин,
доцент департамента государственного и муниципального управления