• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Russian Federation Cross-Border Investments and Bank Expansion

Afanasyev M. P., Shash N.

Public Administration Issues. 2019. No. 6. P. 105-120.

Глава в книге
Embracing Artificial Intelligence and Digital Personnel to Create High-Performance Jobs in the Cyber Economy

Lobova S. V., Bogoviz A. V.

In bk.: The Cyber Economy. Opportunities and Challenges for Artificial Intelligence in the Digital Workplace. Switzerland: Springer Publishing Company, 2019. P. 169-174.

Препринт
Public Service Motivation as a Predictor of Altruism, Dishonesty, and Corruption

Gans-Morse J., Kalgin A., Klimenko A. et al.

Working Paper Series . WP-19-16. Northwestern Institute for Policy Research, 2019

Летняя школа-экспедиция «Муниципалитеты приграничных районов: реакция на угрозы и адаптивный потенциал местного самоуправления»

10-я школа-экспедиция кафедры местного самоуправления факультета социальных наук прошла в апреле 2016 в старинном городе Новозыбкове, находящемся на западе Брянской области. Тема школы-экспедиции – «Муниципалитеты приграничных районов: реакция на угрозы и адаптивный потенциал местного самоуправления» – была приурочена к 30-й годовщине Чернобыльской катастрофы. Именно западные районы области – Новозыбковский, Злынковский, Климовский (ранее составлявшие один район) – наиболее пострадали от радиоактивного загрязнения на территории Российской Федерации.

Главной задачей школы-экспедиции было изучение деятельности органов местного самоуправления при возникающих «муниципальных угрозах» и в условиях быстрых геополитических изменений. Прежде всего это касалось деятельности местной администрации, связанной с содействием государственной власти по преодолению последствий радиоактивного заражения и реализации программ социальной поддержки населения. Дополнительной к этой задачей был анализ новых угроз, вызванных недавними геополитическими трансформациями, непосредственно затронувшими территории западных российских районов, располагающихся на стыке границ с Белоруссией и Украиной.

Правительством Российской Федерации в конце прошлого года были приняты постановления, в результате которых множество населенных пунктов юго-запада Брянской области переведены из чернобыльской «зоны отселения» в «зону с правом на отселение», что повлекло утрату множества льгот и компенсаций населению и иссяканию дополнительных межбюджетных трансфертов, а также иных ресурсов муниципальной власти. Решение федеральной власти было неожиданным не только для населения, но и для местной власти, поскольку все по привычке ожидали долгой «волынки» с исполнением или даже отмены такого решения. Экономический кризис и международные санкции не позволили этого. Потому «внезапное» решение правительства явилось весьма важной для органов местного самоуправления «муниципальной угрозой» утраты значительных ресурсов, к наличию которых привыкли за тридцать лет. Это оказалось сопряженным с угрозами утраты льгот всем местным населением, что поставило местные администрации в непростое положение. Власть и население попытались выступить согласованно с целью поиска путей преодоления такой угрозы. Мы и занимались выяснением, каким образом и с применением каких механизмов местное общество, его активисты и местная власть «борются» с государством за отнятые ресурсы, свои прежние льготы и привилегии.

Но перед местной властью в районах стоит и другая угроза. С одной стороны, произошедшие в последнее время геополитические изменения – прежде всего создание Евразийского Союза и последовавшая открытость границ и перемещений населения – изменили характер и структуру занятости населения, в какой-то мере и местную экономику приграничных районов. С другой стороны, напряженность на российско-украинской границе и ее закрытие для людей и товаров привели к разрыву экономических и соседских связей, что внесло определенные изменения и в характер деятельности местных обществ приграничных районов. По необходимости это потребовало коррекции деятельности органов местной власти. Правда, отметим, что признаков таких изменений мы найти не смогли, хотя и смогли выявить некоторые виды контрабандной трансграничной торговли. Не хватило ни времени, ни возможностей для рискового исследования.

Как всегда в таких экспедициях, мы ненавязчиво погружали студентов в методологию качественного социологического исследования: они осваивали методы case-study, не ведая о том. Получив совершенно конкретные задания – найти ответы на три десятка вопросов, студенты сплоченными стаями бродили по деревням и селам, на несколько часов предоставленные сами себе. Так они смогли сделать довольно интересные описания пяти деревень – от ландшафтных особенностей и реестра видов овощей на грядках до структуры занятости населения и кладбищенской культуры. Студенты осваивали методики наблюдения и интервью: вели непосредственные «наивные» наблюдения чиновников и рыночных торговок, священников и теневиков-портних, городских прохожих и друг друга. Брали у кого ни попадя столь же наивные интервью, возможно, впервые в жизни преодолевая свое смущение от необходимости первым заговорить с посторонним человеком, причем заговорить не о пустяках, а о жизни этого постороннего.

Трудовой день студентов в течение всех семи дней был непривычно напряжен. Самое главное – они не знали, что их ждет не только назавтра, но и сегодня к вечеру. Такой метод обучения – без заранее известного расписания, без знания даже ближайших планов на день – был совершенно не известен никому из студентов и, конечно, это многих из них выбивало из колеи и раздражало. Они не подозревали, что это хороший способ держать студента в учебном тонусе и не позволять ему расслабиться в течение долгого времени. Метод простой, сказочный: пойди туда – не знаю куда, и принеси-ка то – не знаю что. Правда, нынче его почти никто из преподавателей не применяет.

Сразу после завтрака, в 9 часов студенты отправлялись вместе с преподавателем на интервью с каким-либо чиновником или другим местным экспертом, а после интервью получали новое задание и либо все вместе, либо разбитые на 2-4 группы отправлялись в «свободный наивный поиск» на целый день. Задание им выдавалось «с превышением», с расчетом, что выполнить целиком они его не смогут. Но поставленная «сверхзадача» также стимулировала ребят. Конечно, кто-то «филонил», кто-то не выдерживал и через 2-3 часа работы прятался в номере гостиницы отдохнуть-поспать. Но ежедневный вечерний семинар – он начинался сразу после ужина в 20 часов и заканчивался к 23 и позже – всех проявлял. Каждый должен был рассказать, что увидел, что нашел, какую информацию принес. И тут «филоны» ударяли в грязь лицом уже при всех, а назавтра старались хоть что-то, но принести на общий сбор.

Экспедиция оказалась даже на наш искушенный взгляд на редкость продуктивной. Студенты много чего «накопали» – именно благодаря и с помощью «наивных» подходов. Мы смогли выявить и описать своеобразные механизмы и теневые процедуры освоения разного рода ресурсов и противодействия угрозам, применяемые местным сообществом в ситуации лишения государственных надбавок и субсидий, а также льгот населению. Описали характер взаимодействий органов муниципальной и региональной государственной власти при формировании «муниципальных угроз» и методы освоения сообществом полученных ресурсов.

В экспедиции приняли участие всего 15 студентов факультета, но с разных курсов: 2, 3 и 4 курсов бакалавриата (образовательные программы «Политология» и «Государственное и муниципальное управление» и 1 курса магистратуры («Государственное и муниципальное управление»). К нашему удовольствию, все ребята и девушки оказались ищущими, интересующимися и интеллектуальными людьми. Нам самим было с ними интересно работать.

Руководили их учебой и полевыми исследованиями двое профессоров, а организацией повседневной жизни заведовала бессменная участница наших учебных экспедиций – сотрудник Лаборатории муниципального управления Лариса Германовна Романова.


Руководитель школы-экспедиции,
ординарный профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский,

со-руководитель, профессор Юрий Плюснин