• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 103070, Москва, Кривоколенный пер., д.3.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

Факс: 8 (495) 772-95-90 *22460

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Ахременко Андрей Сергеевич
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по международному сотрудничеству и интернационализации Антонова Виктория Константиновна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/55/10
75 бюджетных мест
55 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/15
60 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
60/95/10
60 бюджетных мест
95 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Российские исследования/Russian Studies

4 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
90/80/7
90 бюджетных мест
80 платных мест
7 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/6
20 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
47/15/2
47 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Население и развитие

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика

2 года
Очная форма обучения
20/10/20
20 бюджетных мест
10 платных мест
20 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
30/5/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
28/10/6
28 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
28/5/2
28 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
40/2
40 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
60/2
60 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
20/3
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
5/10
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
50/10/1
50 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/20/2
30 бюджетных мест
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
50/10
50 бюджетных мест
10 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
15/15
15 мест за счет средств ВШЭ
15 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке

Хранительницы рубля

Постсоветская жизнь и экономические потрясения последних лет изменили отношение россиян к экономии. Теперь ею занимается не бедный, а умный, утверждают социологи Елена Бердышева и Регина Романова. Точнее, умная: домашнюю бухгалтерию обычно ведут женщины. Как россиянки оптимизировали семейные бюджеты в кризис 2014–2017 годов и почему это пересекается с гендерным вопросом, исследовательницы рассказали в ВШЭ на XIX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Хранительницы рубля

©Signature/Istock
Постсоветская жизнь и экономические потрясения последних лет изменили отношение россиян к экономии. Теперь ею занимается не бедный, а умный, утверждают Елена Бердышева и Регина Романова. Точнее, умная: домашнюю бухгалтерию обычно ведут женщины.
Как россиянки оптимизировали семейные бюджеты в кризис 2014–2017 годов и почему это пересекается с гендерным вопросом, исследовательницы рассказали в ВШЭ на XIX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

В фокусе исследования оказались представительницы среднего класса, которые даже в кризисное время могут позволить себе выбирать между тратами и отказом от них. Для начала, опросив 539 москвичей, ученые выявили гендерную специфику практик экономического поведения. Выяснилось, что мужчинам и женщинам примерно в равной степени нравится экономить, так как это позволяет эффективно управлять бюджетом. Но при этом женщины чаще экономят на мелких расходах. Женщины расчетливее и внимательнее при трате денег. Большинство (70%) просматривают чеки из магазинов. Среди мужчин таким контролем занимаются 59%. 48% женщин специально следят за распродажами и подстраивают под них график покупок. Мужчины делают это реже (37%).

Разной была реакция на увеличение стоимости товаров. Увидев изменившуюся цену, мужчины чаще, чем женщины, на это не реагируют — то есть приобретают по новой цене. Женщины более склонны к радикальному — отложить покупку.

На разных полюсах

Ответить на вопрос, какие формы экономии практиковали представительницы среднего класса в России в 2014–2017 кризисные годы, авторам исследования помог анализ 39 глубинных интервью с россиянками разного уровня образования, степени религиозности, семейного положения, места проживания и занятости.

Контрастных подходов к экономии было выделено два:

 Экономия как оптимизация расходов для более продуктивного использования ресурсов. Потребление в пользу максимальной простоты, которое ассоциируется с усилием, напряжением воли. «Женщины осваивают мужскую модель принятия решений,  построенную на готовности к аскезе, компетентности в расчетах и страховании рисков».

 Экономия как форма бережливого и бережного поведения (отношения к миру) . Отказ от покупки ненужного как отрицание самой идеи потребления. В основе экономических решений лежат «традиционные семейные ценности».

К первому подходу в большей степени расположены женщины с престижным образованием, дающим шансы на хорошую карьеру и положение в обществе. Выбор формата бережливости связан с принятием альтернативного  мировоззрения, в соответствии с которым залогом счастья женщины (в какой бы точке социального пространства она ни находилась) является ее умение строить отношения и качественно заботиться о жизненном благополучии окружающих.

Подход 1. Экономия как оптимизация расходов

Действия «оптимизирующих»:
 ищут способы сохранить привычное качество жизни, заплатив за это меньше;
 повышают свою рыночную компетентность;
 развивают навыки рациональной домашней бухгалтерии;
 проводят флешмобы экономии;
 активно используют калькулятивные девайсы (от сложных календарей распродаж до специального программного обеспечения).

При таком подходе женщина осваивает «культуру рациональности, эффективности и калькуляции», претендует на равенство финансового вклада в благосостояние семьи.

«За счет находчивости в плане реализации экономии имеющая хорошее экономическое образование домохозяйка в декрете не чувствует себя социально дисконтированной, ведь благодаря тому, что она покупает целую курицу вместо разделанной, ее семья получает возможность планомерно выплачивать ипотечный кредит. Экономия оказывается способом “посеять зерно богатства”, что вызывает у респонденток большой отклик и одобрение», — говорят исследователи.

Подход 2. Экономия как форма бережливого и бережного отношения

Действия «бережливых»:
осмысляют свои потребности и потребности семьи в терминах «быть вместо казаться» и далее структурируют свои расходы, исходя из того, какие товары или услуги «принесут дома больше позитива » (прим. – здесь и далее по тексту курсивом в кавычках выделены цитаты из интервью участниц исследования);
повышают собственную грамотность в области sharing economy, осваивают способы оптимизации расходов за счет отказа от диктуемых стандартов и развития навыков совместного использования;
развивают свои компетенции «генерального директора корпорации “Семья”» и  отказываются от аутсорсинга в домашнем хозяйстве;
осваивают различные способы рутинизации сбережений (с жестким отказом от кредитов и долгов) одновременно с разными формами частной благотворительности, считая, что «жизнь всегда дает деньги на благие цели, благие цели всегда связаны с  налаживанием мостов, и если искать радость в отношениях, то на удовлетворение потребностей, не закрытых отношениями, хватит и самых малых денег».

Участницы подобных практик критикуют чрезмерный консьюмеризм (перепотребление), напряжению потребительской гонки предпочитают расслабленность принятия жизни, стремятся не самореализоваться за счет  обретения внешних атрибутов, а максимально проявить свои таланты в межличностных отношениях.

Вместо попыток оптимизировать расходы они ищут «духовный путь решения материальных проблем» . Это отражает традиционные взгляды на гендерное разделение: муж — вожак и защитник, отвечающий за достижения, основанные на способности к расчету, жена —«берегиня дома» , обязанная заботиться о семье в широком смысле, ориентируясь на эмоциональные ценности.

Женщины относятся к деньгам как к ресурсу, позволяющему инвестировать в человеческие отношения, и в условиях кризиса переосмысливают жизненные трудности как творческую задачу: «Вместо бюджета домашних расходов сторонницы такого подхода к экономии ведут по вечерам “дневники благодарности жизни”, где акцентируют позитивные моменты дня, заодно переосмысливая любые лишения в терминах уроков, которые нужно извлечь.»  
IQ

Авторы исследования:
Елена Бердышева, старший преподаватель факультета социальных наук, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ
Регина Романова, аспирант факультета социальных наук, младший научный сотрудник ЛЭСИ НИУ ВШЭ