• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эдинбург: симфония или сюита?

Студентка ОП «Социология» Анна Самосудова делится впечатлениями об учебе в рамках программы обмена в университете Эдинбурга

Эдинбург: симфония или сюита?

Об университете

The University of Edinburgh – один из главных университетов Шотландии и Британии, входящий в Топ-15 учебных заведений мира. Спектр изучаемых дисциплин там широк: от биомедицины до музыки. Однако в рамках программы обмена происходит сотрудничество с факультетом социальных наук (School of Political and Social Sciences).

Преподаватели — это зачастую приглашённые эксперты в своих областях, работающие по контракту на семестр или иной срок. Из представленных курсов были довольно комплексные и широкие, посвящённые целой области знаний или методологии какой-то науки. Но встречались и те, что посвящены конкретным направлениям, авторам или концепциям.

В одном семестре каждый студент мог изучать только 3 курса в течение 10 недель. Иногда на неделе случалось только по 1 паре, допустим, по семинару (отсутствие лекций распространено у старших студентов). В остальном же может быть и по несколько. Обычно в группах на семинарах было в среднем по 15 студентов, что позволяло выстраивать плодотворные дискуссии. В основном, студенты были местными, но иностранцев принимали тепло и выслушивали их ответы с почтением и разумной критикой, как и остальных.

Добавлю пару слов об общежитии. У меня на него уходила почти вся стипендия (~900 евро в месяц), но это был один из самых дорогих вариантов, так как туда включена еда. Однако университет предлагает много опций для жилья: в самом центре или на окраине, с соседом или без, со своей ванной или общей и, наконец, с режимом «всё включено» либо с самостоятельной готовкой.

Система обучения

Из очень милого — в университете существует система продления дедлайнов (extensions). Сразу скажу, мне показалось это очень разумным по отношению к студентам. Как это работало в Эдинбурге? Можно было заполнить специальную форму и указать причину, почему вы бы хотели податься на продление. Из доступных опций первым было, конечно же, состояние здоровья — причём справки даже не просили, а верили на слово, что помогало не связываться с британской бюрократией и тем более в медицинской среде. Также можно было указать, что у вас сильнейший стресс или конкретная проблема с ментальным здоровьем, семейные обстоятельства, такие как смерть или болезнь родственника, иные серьёзные причины. В принципе, в форме был довольно весомый список, но студент мог указать собственное основание для продления, а затем подробно описать его.

Однажды я продлевала дедлайн эссе по философии по состоянию здоровья, после нашей поездки в Дамфрис, шотландский городок с удручающей погодой. Мы три часа, продрогшие и вымокшие, шли по голому безлюдному пляжу в неизвестном направлении, ориентируясь только по стареньким указателям, до ближайшей деревни. В итоге я приболела на этом фоне, а затем все приключения описала красочно и честно, так что мне одобрили продление. Более того, я прикрепила ссылку на Гугл-диск с фото и видео с того дня, и это было подтверждением ситуации. А для вас, дорогие читатели, делюсь фрагментом заявки на extenstion, чтобы передать аутентичность: “Our last stop was Dumfries, where we decided to take a walk along the shore. However, the weather did not cooperate, and we were caught in the pouring rain, without appropriate clothing to shield us from the elements. We trudged through wet puddles, wet sand, swampy mosses, and hummocks, enduring hours of the rain's relentless assault”.

Ещё одна грамотная, на мой взгляд, деталь образования в Эдинбурге, — это минимальный вес активности на семинарах в общей формуле оценки. Парадоксально, но именно это приводило к продуктивным, интересным, но самое главное — логичным и небанальным дискуссиям. Я не шучу — можно было выйти с семинара с новыми ценностями, с критикой или сформировавшейся позицией. Разве не это — цель обучения?

О студентах

Университет достаточно большой — в нём несколько корпусов, а факультеты тоже локализуются в разных местах. Однако часто студенты носили мерч заведения или появлялись в библиотеках и кафе. Поэтому в камерном Эдинбурге можно было отличить студентов даже на улице.

Однако настоящие коммьюнити создавались в клубах и студенческих обществах (student societies). По сути, это группы по интересам, куда приходят студенты в начале семестра. Из самых необычных, помню, был клуб пения A Capella, общество любителей супа, традиционного шотландского танца Ceilidh и др. Туда можно было попасть и местным, и иностранным студентам. Причём последние были из многих стран Европы, Азии, Африки и Америки, но мне показалось, что преобладали жители Китая и Японии.

Безусловно, было здорово встречаться с новыми людьми, слушать про их культурную повседневность и делиться своей. И честно — людям было интересно узнать, какое оно — бытие в России.

Эдинбург как метафора

Если бы Москва была оркестром, то Эдинбург – камерным ансамблем, очень гармонично звучащим со всей средневековой архитектурой, полями и садами. Важно только помнить, что музыка заканчивается около 5-6 вечера — многое закрывается: магазины, аптеки, рестораны. Эдинбург очень поэтичен, и метафоры о нём слагать можно бесконечно. Недаром, язык тонких и проницательных поэтов, таких как Роберт Бёрнс или Роберт Фергюсон, были сложены именно на шотландской почве.

Город вдохновляет: в центре High Street располагается памятник философу Дэвиду Юму, а неподалёку — Адаму Смиту и другим выдающимся мыслителям и личностям. Их присутствие ощущается в воздухе, напоминая о богатой истории этого города.

Поскольку пар в университете действительно немного, остальное время побуждает фланировать по улицам и размышлять. Пространство города будет скорее способствовать подобной направленности сознания.  В каждом переулке скрывается своя история, свои нюансы архитектуры, свой характер. Кстати, именно в этом городе я почувствовала своё, если угодно, призвание, и многочисленные часы за чтением и творчеством дали мне понять, что стоит заниматься музыкальными исследованиями. Отсюда — и метафора всего текста.

Во время учёбы мы исходили всю главную улицу и окрестности, буквально протёрли эти места своими следами. Но тем было волшебнее оказаться в пригороде или на краю — словно это новый аккорд, раскрывающий общую мелодию произведения города.

Другие города Великобритании тоже ложатся на данную метафору. Лондон предстал мощной симфонией в духе Бетховена или Малера. Если так, то Эдинбург — скорее аутентичная сюита. И каждый, кто погружается в её звучание, может найти свой уникальный ритм, свою гармонию в этой изысканной музыке города.