• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Projects

Lab's own projects

Categorization in Viusal Perception and Action Formation

The project is implemented with the grant support (RScF 20-78-10055)

The categorization process allows the cognitive system to group objects to improve the efficiency of stroring and processing information. Two main areas can be distinguished in categorization research: the study of the categorization process as such and the study of the role of categorization in the formation of other cognitive process. The second area is closely related to the general tendency observed in modern psychology to avoid consideration of the low-level perception process and action formation as isolated from high-level processes, in particular, categorization. It is also related to the increased amount of empirical data on the influence of categorizaion on perceptual phenomena and the implementation of motor programs. Within the framework of the grant, it is planed to conduct a number of experiments with the use of hardware techniques (eye-tracking) with subsequent publication aimed at clarification of the role of categorization in perceptual processes and the formation of actions with obkects.

Status: in progress (2020–2023)

Participants
Nikolay Dagaev

Main Researcher

Ivan Makarov

Main Researcher

Olga Rubtsova

Researcher

Frol Sapronov

Researcher

Online and Offline Personal Organizers Users' Working Memory and Attention Parameters (Stability and Switchability)

Due to the dynamic development of technologies, a situation in which a person resides in two systems at once: a real and digital one has arisen. These systems can also be designed as real and digital environments. The aim of many srudies of cognitive functions is to clarify the impact of digitalization on cognitive processes. However, there are few works that would aim to conduct a comparative study of cpgnitive mechanisms in real and digital environments. Our study tests the hypothesis of the influence of the environment type on the indicatiors of attention (stability and switchability) and working memory. We developed/adapted four methods aimed at fixing parameters of accuracy, differences depending on the task execution environment, which gave us grounds to continue working to clarify the mechanisms of this effect. It is worth noting that at the moment there are no formal theoretical and empirical bases in the field of environmental influence on the processes of attention and working memory. This fact pushes us to build an explanatory model and conduct a series of experiments within it.

The work is performed as a part of the 2nd and 3d years course work and as a thesis. In 2021 three studies will be conducted: each study is with design adjustment, adding specific hypotheses, and theorizing based on the empirical data and literature analysis.

Status: in progress

Participants
Anastasia Anufrieva

Main Researcher

Frol Sapronov

Researcher

Distribution of Attention when Interacting with Mobile Devices

According to N. Lavie's theory of perceptual loading and D. Kahneman's resource theory, the presence of a large number of significant stimuli will lead to a deterioration in the perception of some of them. However, some modern studies involving new technologies have shown the opposite result with the improved attention distribution and the effectiveness of performing multiple tasks simultaneously in the presence of banners of advertising notifications. The aim of this study is to evaluate the effectiveness of simultaneous execution of two tasks in the environment unsaturated and saturated with banners and notifications. It is assumed that even in the presence of the “‘banner blindness” penomenon, a notification-rich environment wil affect the distribution of attention and the effectiveness of problem solving.

This research was launched as a coursework. At the moment the plan of the research and design are being finalized, the hypothesis has been slighly changes in accordance with the results of the pilot study conducted earlier.

Status: in progress

Participants

The Impact of Emotional Information on the Manifestation of the “Banner Blindness” Phenomenon

Back in 1998, Benway empirically confirmed that 80% of users do not notice banner advertisement and interface object similar to them. Despite a large number of studies devoted to this phenomenon, the impact of emotional characteristics on its manifestation has not been previously studied. In our research, we studied the influence of valence that is a degree of positive or negative hues of the image, and arousal that is an intensity of experioencing an emotional reaction, on the manifestation of the phenomenon. After the experiment, no statistically significant differences were found fot the effect of arousal. At the same time, it was found that stimuli with a neutral valence are recognized better than those with negative and positive valence.

Status: in progress

Participants
Frol Sapronov

Researcher

The “Duckling Syndrome” as a Cognitive Distortion in User Interaction with the Interface

There are many articles related to the usability sphere that are devoted to various aspects of the computer or mobile interface. However, it is important to study the psychological characteristics of a user as they directly affect how a user interacts with the interface and how they evaluate it. The aim of this work is to study such an example of cognitive distortion as the “duckling syndrome” when a user interacts with different interfaces of the same application. The hypothesis is that a user prefers the interface design that they first interacted with because they subjectively consider it the best one. To confirm the hypothesis, a sample of 136 people was divided into four groups. Two groups were experimental: they worked with two different versions of the Airbnb app performing tasks as a part of usability testing. The other two groups that were the control groups, interacted with only one type of interface. The time interval between the first and second interactions was one week. During this period, the tasks to interact with the first type of interface were sent to form the user experience. To evaluate the interface, the subjects completed a System Usability Scale (SUS) questionnaire. After processing the questionnaire ratings, it was found that the old version of the interface is rated significantly higher than the new one, regardless of the type of presentation. Significant differences were also found for the control group that interacted with the new version of the app, whose second score was higher than the first. Thus, the research hypothesis was not confirmed, but some results still suggest that the “duckling syndrome” may exist.

Status: the first stage of the study is completed; the second stage is in progress

Participants
Nadezhda Glebko

Researcher

Accidential Findings in Visual Search

Accidential findings are objects that are not the original purpose of the search but have potential benefits. Initially, this phenomenon was extensively studied in radiology, but now the interest in it has increased among specialists from the fields of cognitive psychology and visual sciences. However, the lack of experimental research of “accidential findings” suggests to test and potentially to supplement already existing models in visual search. In particular, the aim of this project is to separate two experimental visual search paradigms for “accidential findings" and for “subsequent search misses”: these two effects that are very similar to each other.

Status: in progress

Participants
Olga Rubtsova

Researcher

The Effect of Perceptual Loading on Banner Blindness

Banner blindness is a phenomenon in usability research that demonstrates that experienced Internet users tend to ignore banner ads on site pages, despite their presence. This challenges the effectiveness of modern advertising in general. Also, important elements of the site may be perceived by users as advertising and be ignored which will reduce the effectiveness of the entire web page.

N. Lavie’s theory of perceptual loading states that the perception of irrelevant stimuli decreases with increasing perceptual loading.

In our study, N.Lavie’s theory is applied to a problem, in which the subjects in environmental conditions perform a task on the online store website. We study the effect of perceptual load on banner blindness and suggest that the subjects in conditions of high perceptual load will be less likely to notice an advertising banner, despite its obvious presence.

Status: in progress

Participants
Ksenia Gorbatova

Main Researcher

Creating Popular Science Content fot HSE UX LAB Social Media

This project allows students from the first years to take part in laboratory activities. The main goal of the project is to help students to develop basic research skills when working with scientific texts. Trainees learn to search for literature relevant to the laboratory's research topics, critically analyze it, and create popular science texts based on it. In addition, students master the basic skills of editing, proofreading, and preparing the text for publication.

Status: regular, starts every semester

Contacts
Anton Angelgardt

Project Leader, Brand Manager, Proofreader

Anastasia Anufrieva

Creative Manager

Daniil Ivanov

Line Manager

Collaborations

Disposition of Context-Independent Information in Augmented Reality


Augmented reality (AR) glasses are not available to everyone at the moment but many companies and startups are working to make this technology available to all people. At the same time, the use of AR glasses is not limited to entertainment content intended for consumption at home. Users can also communicate with each other (calls, messengers, email), work with documents, use navigation, monitor physical activity, and much more. Thus, AR glasses can be used both in a safe environment, such as in offices, and in a less safe environment, such as on the street.

There are two ways to display the information displayed in the glasses:

  • To incorporate it in the environment (for example, to display the route as arrows on the road) — this information is called context-sensitive;
  • To display it over the real-world objects (for example, to show a calendar that may overlap part of the view) - this information is called context-independent because it cannot be placed in the context of the real world.

At the same time, not every display of context-independent information can be convenient and safe: it can lead to injuries if a person switches their attention between the environment and the interface on the go.

The aim of this research is to study how the various options for the disposition and presentation of context-independent information displayed in AR glasses affect the success of avoiding obstacles and working with this information.

Status: in progress

Completed projects

The effect of Categorical Superiority in the Subsequent Search Misses

“Subsequent search misses” is the effect of deterioration in the accuracy of finding the second target stimulus after the successful detection of the first. There are several theories which explain this phenomenon. Among the most popular is the theory of the perceptual attitude. It suggests that the first target stimulus finding has a special effect on how the subsequent search will be conducted. In particular, the perceptual characteristics of the first found stimulus will set the search for the second. However, the idea of a categorical attitude has also recently emerged. This idea suggests a similar effect of the first target stimulus category on the search for the second stimulus. The aim of this research is to study the role of both perceptual and categorical factors on the effect of “subsequent search misses”. The results of three experiments suggest a greater impact of the categorical identity of the stimuli rather than the influence of perceptual factors, however, the last ones also have some impact on the studied phenomenon.

Status: completed

Publications: under review

Participants
Olga Rubtsova

Researcher

Perceptual Characteristics and Familiarity Factor of Stimulus in Visual Search for Interface Elements

The study examined the role of perceptual characteristics and the familiarity factor in the detection of a stimulus when solving the visual search problem as exemplified in interface elements. The "share" icons such as "Three dots" and "Outgoing tray" were used as the most widely used and most controversial among design practitioners. During the quasi-experiment, users of different platforms (Android and iOS) had to look for the target stimuli (one or two) among the distractors. The reaction time and the accuracy of finding the target stimuli were recorded. The influence of the familiarity of the stimulus on the effectiveness of solving the visual search problem was found to be consistent with the effects recorded in previous studies. The obtained results were discussed in the context of the theory of feature integration and the Gestalt theory of perception. The results of the study can be used in interface development practice.

Status: completed

Publications: under review

Participants

 

Have you spotted a typo?
Highlight it, click Ctrl+Enter and send us a message. Thank you for your help!
To be used only for spelling or punctuation mistakes.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проекты

Собственные проекты лаборатории

Категоризация в зрительном восприятии и формировании действий

Проект осуществляется при грантовой поддержке (грант РНФ №20-78-10055)

Процесс категоризации позволяет когнитивной системе производить группировку объектов для повышения эффективности хранения и обработки информации. В рамках исследований категоризации можно выделить два основных направления: изучение процесса категоризации как такого и изучение роли категоризации в формировании и протекании других когнитивных процессов. Второе направление тесно связано с наблюдающейся в современной психологии общей тенденцией ухода от взгляда на низкоуровневые процессы восприятия и формирования действий как изолированные от высокоуровневых процессов (в частности, категоризации), а также с увеличением количества эмпирических данных в пользу влияния категоризации на перцептивные феномены и реализацию моторных программ. В рамках гранта предполагается провести ряд экспериментов (с последующей публикацией)направленных на прояснение роли категоризации в перцептивных процессах и формировании действий с объектами, в частности с применением аппаратных методик (eye-tracking), а также выпуск обзорной статьи по теме гранта.

Статус: активен (2020–2023 гг.)

В проекте участвуют
Дагаев Николай Игоревич

Основной исполнитель

Макаров Иван Михайлович

Основной исполнитель

Параметры рабочей памяти и внимания (устойчивость и переключаемость) у пользователей онлайн и офлайн органайзеров

В связи с динамичным развитием технологий возникла ситуация пребывания человека сразу в двух системах: реальной и цифровой, которые могут быть также обозначены, как реальная и цифровая среды. Многие исследования когнитивных функций направлены на прояснение влияния цифровизации на протекание когнитивных процессов, однако известно небольшое количество работ, которые бы ставили своей задачей провести сравнительное исследование когнитивных механизмов в условиях реальной и цифровой среды. Наше исследование проверяет гипотезу наличия влияния типа среды на показатели внимания (устойчивость и переключаемость) и рабочей памяти. Нами были разработаны/адаптированы четыре методики, направленные на фиксацию параметров точность, объема рабочей памяти и внимания, а также общей скорости выполнения задач. Пилотное исследование продемонстрировало существование различий в зависимости от среды выполнения задач, что дало нам основания продолжить работу по прояснению механизмов данного эффекта. Стоит отметить, что на данный момент не существуют оформленной теоретической и эмпирической баз в направлении средового влияния на процессы внимания и рабочей памяти. Данный факт подталкивает нас к построению объяснительной модели и проведению серии экспериментов в рамках нее. 

Работа выполняется в рамках курсовой работы за 2–3 курсы и в качестве дипломной работы. По итогу на момент 2021 года будет проведено три исследования (каждое с корректировкой дизайна, добавлением специфических гипотез и теоретизации на основе эмпирических данных и анализа литературы).

Статус: активен

В проекте участвуют

Распределение внимания при взаимодействии с мобильными устройствами

Согласно теории перцептивной загрузки Н. Лави и ресурсной теории Д. Канемана наличие большого количества значимых стимулов приведет к ухудшению восприятия части из них. Однако некоторые современные исследования с участием новых технологий показали обратный результат с улучшением распределения внимания и эффективности выполнения нескольких задач одновременно при наличие баннеров или рекламных уведомлений. Данное исследование направлено на оценку эффективности одновременного выполнения двух задач в условиях ненасыщенной и насыщенной баннерами и уведомлениями среды. Предполагается, что даже при наличии феномена “баннерной слепоты” насыщенная уведомлениями среда будет влиять на распределение внимания и эффективность решения задач.

Данное исследование было запущено в качестве курсовой работы, на данный момент дорабатывается план и дизайн, немного изменилась гипотеза в соответствии с итогами проведенного ранее пилотного исследования.

Статус: активен

В проекте участвуют

Влияние эмоциональной информации на проявление феномена «баннерной слепоты»

Еще в 1998 году Бенвей эмпирически подтвердил, что 80% пользователей не замечают баннерную рекламу и объекты интерфейса, похожие на нее. Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению возникновения и механизмов феномена, влияние эмоциональных характеристик на его проявление ранее не изучалось. В нашем исследовании изучалось влияние валентности — степени положительной или негативной окраски изображение, и возбудимости — интенсивности переживания эмоциональной реакции, на проявление феномена. После проведения эксперимента статистически значимых различий для влияние возбудимости найдено не было. При этом было выяснено, что при стимулы с нейтральной валентность узнаются лучше, чем с негативной и положительной валентностями.

Статус: активен

В проекте участвуют

«Синдром утёнка» как когнитивное искажение при взаимодействии пользователя с интерфейсом

В настоящее время многие статьи, связанные с юзабилити-сферой, посвящены различным аспектам компьютерного или мобильного интерфейса. Тем не менее, важно изучать психологические характеристики пользователя, поскольку это напрямую влияет на то, как пользователь взаимодействует с интерфейсом и как оценивает его. Целью данной работы является исследование такого примера когнитивного искажения как «синдром утёнка» при взаимодействии пользователя с различными интерфейсами одного и того же приложения. Гипотеза заключается в том, что пользователь предпочитает тот дизайн интерфейса, с которым он впервые взаимодействовал, потому что субъективно считает его лучшим. Для подтверждения гипотезы, выборка, состоящая из 136 человек, была поделена на четыре группы. Две из них являлись экспериментальными и работали по очереди с двумя разными версиями приложения Airbnb, выполняя задания в рамках юзабилити-тестирования. Другие две группы – контрольные – взаимодействовали только с одним типом интерфейса. Временной интервал между первым и вторым взаимодействиями составлял одну неделю, но в течение этого периода высылались задания для взаимодействия с первым по предъявлению типом интерфейса для формирования пользовательского опыта. Для оценки интерфейса испытуемые заполняли опросник System usability scale (SUS). После обработки оценок анкеты было выяснено, что старая версия интерфейса оценивается значительно выше новой вне зависимости от типа предъявления. Также были обнаружены значимые различия для контрольной группы, взаимодействовавшей с новой версией приложения, вторая оценка которой была выше первой. Таким образом, исследовательская гипотеза не подтвердилась, однако некоторые результаты всё же позволяют предположить, что «синдром утёнка» может существовать.

Статус: завершен первый этап исследования; активен второй этап

В проекте участвуют

Внезапные находки в зрительном поиске

Внезапные находки — объекты, не являющиеся изначальной целью поиска, однако имеющие потенциальную пользу. Изначально этот феномен обширно изучался в радиологии, однако в настоящее время интерес к нему возрос и среди специалистов из областей когнитивной психологии и наук о зрении. Тем не менее, недостаток экспериментального изучения «внезапных находок» предполагает проверку и потенциально дополнение уже существующих моделей в зрительном поиске. В частности, данный проект направлен на разделение двух экспериментальных парадигм зрительного поиска для «внезапных находок» и «пропусков при продолжении поиска» — эффектов, очень похожих друг на друга.

Статус: активен

В проекте участвуют

Влияние перцептивной загрузки на баннерную слепоту

Баннерная слепота — феномен в юзабилити исследованиях, который демонстрирует, что опытные интернет пользователи имеют тенденцию игнорировать рекламные баннеры на страницах сайтов, не смотря на их присутствие. Это ставит под вопрос эффективность современной рекламы в целом. Также важные элементы сайта могут быть восприняты пользователями как реклама и проигнорированы, что приведет к снижению эффективности всей веб страницы.

Теория перцептивной загрузки выдвинутая Н. Лави гласит, что восприятие нерелевантных стимулов уменьшается с увеличением перцептивной загрузки.

В нашем исследовании теория Н. Лави применяется к прикладной задаче, где испытуемые в экологических условиях выполняют задание на сайте интернет-магазина. Мы изучаем влияние перцептивной нагрузки на баннерную слепоту и предполагаем, что испытуемые в условиях высокой перцептивной нагрузки будут реже замечать рекламный баннер, не смотря на его очевидное присутствие.

Статус: активен

В проекте участвуют
Горбатова Ксения Вадимовна

Основной исполнитель

Создание научно-популярного контента для страниц HSE UX LAB в социальных сетях

Проект позволяет включить студентов в жизнь лаборатории уже на младших курсах. Основной целью проекта является формирование базовых исследовательских навыков при работе с научными текстами. Стажеры учатся искать литературу, соответствующую тематике исследований лаборатории, критически её анализировать и создавать её основе научно-популярные тексты. Кроме того, студенты осваивают базовые навыки редактуры, корректуры и, в целом, подготовки текста к публикации.

Статус: регулярный, открывается каждый семестр

Контакты
Ангельгардт Антон Николаевич

Руководитель проекта, технический менеджер

Иванов Даниил Валерьевич

Линейный менеджер

Коллаборации

Расположение контекстно-независимой информации в дополненной реальности

В данный момент очки дополненной реальности не являются доступными для каждого человека, однако многие компании и стартапы работают над тем, чтобы сделать эту технологию доступной для всех людей. При этом использование AR-очков не ограничивается развлекательным контентом, предназначенным для потребления дома. Пользователи также могут коммуницировать друг с другом (звонки, мессенджеры, электронная почта), работать с документами, использовать навигацию, мониторить физическую активность и многое другое. Таким образом, очки можно использовать как находясь в безопасной обстановке, например, в офисе, так и в менее безопасной, например, на улице. 

Информацию, отображаемую в очках, можно отображать двумя способами: 

  • встраивать в окружающую среду (например, отображать маршрут в виде стрелок на дороге) — такая информация называется контекстно-зависимой;
  • отображать поверх объектов реального мира (например, показывать календарь, который может перекрывать часть обзора) — такая информация называется контекстно-независимой, потому что её нельзя вписать в контекст реального мира.

При этом не любое отображение контекстно-независимой информации может быть удобным и безопасным, так как на ходу приходится переключать внимание между средой и интерфейсом, что может привести к получению травм. 

Данное исследование направлено на изучение того, как различные варианты расположения и представления контекстно-независимой информации, отображаемой в очках дополненной реальности, влияют как на успешность избегания препятствий, так и на работу с этой информацией.

Статус: активен

Завершённые проекты

Эффект категориального превосходства в «пропусках при продолжении поиска»

«Пропуски при продолжении поиска» — эффект ухудшения точности нахождения второго целевого стимула после успешного обнаружения первого. Существует несколько теорий, объясняющих этот феномен, и среди наиболее популярных — теория перцептивной установки. Она говорит о том, что нахождение первого целевого стимула особым образом влияет на то, как будет вестись последующий поиск. В частности, перцептивные характеристики первого найденного стимула будут задавать поиск для второго. Однако, недавно появилась также идея и о категориальной установке, которая говорит о похожем влиянии категории первого найденного целевого стимула на поиск второго. Это исследование направлено на изучении роли и перцептивных, и категориальных факторов на эффект «пропусков при продолжении поиска». Результаты трех экспериментов говорят в пользу большего влияния именно категориальной идентичности стимулов, хотя перцептивные факторы также влияют на изучаемый феномен.

Статус: завершен

Публикации: на рецензировании

В проекте участвовали

Перцептивные характеристики и фактор знакомости стимула в зрительном поиске элементов интерфейса

В исследовании изучалась роль перцептивных характеристик и фактора знакомости в обнаружении стимула при решении задачи зрительного поиска на материале элементов интерфейса. Были использованы иконки «поделиться» (share) типа «Three dots» и «Outgoing tray», как наиболее используемые и вызывающие наибольшие разногласия среди дизайнеров-практиков. В ходе квазиэксперимента пользователям различных платформы (Android и iOS) необходимо было искать целевой стимул (один или два) среди дистракторов. Фиксировалось время реакции и точность нахождения целевых стимулов. Было обнаружено влияние знакомости стимула на эффективность решения задачи зрительного поиска, согласующееся с эффектами, зафиксированными в предшествующих исследований. Полученные результаты обсуждались в контексте теории интеграции признаков и гештальт-теории восприятия. Результаты исследования могуть быть использованы в практике разработки интерфейсов.

Статус: завершен

Публикации: на рецензировании

В проекте участвовали

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.