• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проекты

Собственные проекты лаборатории

Категоризация в зрительном восприятии и формировании действий

Проект осуществляется при грантовой поддержке (грант РНФ №20-78-10055)

Процесс категоризации позволяет когнитивной системе производить группировку объектов для повышения эффективности хранения и обработки информации. В рамках исследований категоризации можно выделить два основных направления: изучение процесса категоризации как такого и изучение роли категоризации в формировании и протекании других когнитивных процессов. Второе направление тесно связано с наблюдающейся в современной психологии общей тенденцией ухода от взгляда на низкоуровневые процессы восприятия и формирования действий как изолированные от высокоуровневых процессов (в частности, категоризации), а также с увеличением количества эмпирических данных в пользу влияния категоризации на перцептивные феномены и реализацию моторных программ. В рамках гранта предполагается провести ряд экспериментов (с последующей публикацией)направленных на прояснение роли категоризации в перцептивных процессах и формировании действий с объектами, в частности с применением аппаратных методик (eye-tracking), а также выпуск обзорной статьи по теме гранта.

Статус: активен (2020–2023 гг.)

В проекте участвуют
Дагаев Николай Игоревич

Основной исполнитель

Макаров Иван Михайлович

Основной исполнитель

Параметры рабочей памяти и внимания (устойчивость и переключаемость) у пользователей онлайн и офлайн органайзеров

В связи с динамичным развитием технологий возникла ситуация пребывания человека сразу в двух системах: реальной и цифровой, которые могут быть также обозначены, как реальная и цифровая среды. Многие исследования когнитивных функций направлены на прояснение влияния цифровизации на протекание когнитивных процессов, однако известно небольшое количество работ, которые бы ставили своей задачей провести сравнительное исследование когнитивных механизмов в условиях реальной и цифровой среды. Наше исследование проверяет гипотезу наличия влияния типа среды на показатели внимания (устойчивость и переключаемость) и рабочей памяти. Нами были разработаны/адаптированы четыре методики, направленные на фиксацию параметров точность, объема рабочей памяти и внимания, а также общей скорости выполнения задач. Пилотное исследование продемонстрировало существование различий в зависимости от среды выполнения задач, что дало нам основания продолжить работу по прояснению механизмов данного эффекта. Стоит отметить, что на данный момент не существуют оформленной теоретической и эмпирической баз в направлении средового влияния на процессы внимания и рабочей памяти. Данный факт подталкивает нас к построению объяснительной модели и проведению серии экспериментов в рамках нее. 

Работа выполняется в рамках курсовой работы за 2–3 курсы и в качестве дипломной работы. По итогу на момент 2021 года будет проведено три исследования (каждое с корректировкой дизайна, добавлением специфических гипотез и теоретизации на основе эмпирических данных и анализа литературы).

Статус: активен

В проекте участвуют

Распределение внимания при взаимодействии с мобильными устройствами

Согласно теории перцептивной загрузки Н. Лави и ресурсной теории Д. Канемана наличие большого количества значимых стимулов приведет к ухудшению восприятия части из них. Однако некоторые современные исследования с участием новых технологий показали обратный результат с улучшением распределения внимания и эффективности выполнения нескольких задач одновременно при наличие баннеров или рекламных уведомлений. Данное исследование направлено на оценку эффективности одновременного выполнения двух задач в условиях ненасыщенной и насыщенной баннерами и уведомлениями среды. Предполагается, что даже при наличии феномена “баннерной слепоты” насыщенная уведомлениями среда будет влиять на распределение внимания и эффективность решения задач.

Данное исследование было запущено в качестве курсовой работы, на данный момент дорабатывается план и дизайн, немного изменилась гипотеза в соответствии с итогами проведенного ранее пилотного исследования.

Статус: активен

В проекте участвуют

Влияние эмоциональной информации на проявление феномена «баннерной слепоты»

Еще в 1998 году Бенвей эмпирически подтвердил, что 80% пользователей не замечают баннерную рекламу и объекты интерфейса, похожие на нее. Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению возникновения и механизмов феномена, влияние эмоциональных характеристик на его проявление ранее не изучалось. В нашем исследовании изучалось влияние валентности — степени положительной или негативной окраски изображение, и возбудимости — интенсивности переживания эмоциональной реакции, на проявление феномена. После проведения эксперимента статистически значимых различий для влияние возбудимости найдено не было. При этом было выяснено, что при стимулы с нейтральной валентность узнаются лучше, чем с негативной и положительной валентностями.

Статус: активен

В проекте участвуют

«Синдром утёнка» как когнитивное искажение при взаимодействии пользователя с интерфейсом

В настоящее время многие статьи, связанные с юзабилити-сферой, посвящены различным аспектам компьютерного или мобильного интерфейса. Тем не менее, важно изучать психологические характеристики пользователя, поскольку это напрямую влияет на то, как пользователь взаимодействует с интерфейсом и как оценивает его. Целью данной работы является исследование такого примера когнитивного искажения как «синдром утёнка» при взаимодействии пользователя с различными интерфейсами одного и того же приложения. Гипотеза заключается в том, что пользователь предпочитает тот дизайн интерфейса, с которым он впервые взаимодействовал, потому что субъективно считает его лучшим. Для подтверждения гипотезы, выборка, состоящая из 136 человек, была поделена на четыре группы. Две из них являлись экспериментальными и работали по очереди с двумя разными версиями приложения Airbnb, выполняя задания в рамках юзабилити-тестирования. Другие две группы – контрольные – взаимодействовали только с одним типом интерфейса. Временной интервал между первым и вторым взаимодействиями составлял одну неделю, но в течение этого периода высылались задания для взаимодействия с первым по предъявлению типом интерфейса для формирования пользовательского опыта. Для оценки интерфейса испытуемые заполняли опросник System usability scale (SUS). После обработки оценок анкеты было выяснено, что старая версия интерфейса оценивается значительно выше новой вне зависимости от типа предъявления. Также были обнаружены значимые различия для контрольной группы, взаимодействовавшей с новой версией приложения, вторая оценка которой была выше первой. Таким образом, исследовательская гипотеза не подтвердилась, однако некоторые результаты всё же позволяют предположить, что «синдром утёнка» может существовать.

Статус: завершен первый этап исследования; активен второй этап

В проекте участвуют

Внезапные находки в зрительном поиске

Внезапные находки — объекты, не являющиеся изначальной целью поиска, однако имеющие потенциальную пользу. Изначально этот феномен обширно изучался в радиологии, однако в настоящее время интерес к нему возрос и среди специалистов из областей когнитивной психологии и наук о зрении. Тем не менее, недостаток экспериментального изучения «внезапных находок» предполагает проверку и потенциально дополнение уже существующих моделей в зрительном поиске. В частности, данный проект направлен на разделение двух экспериментальных парадигм зрительного поиска для «внезапных находок» и «пропусков при продолжении поиска» — эффектов, очень похожих друг на друга.

Статус: активен

В проекте участвуют

Влияние перцептивной загрузки на баннерную слепоту

Баннерная слепота — феномен в юзабилити исследованиях, который демонстрирует, что опытные интернет пользователи имеют тенденцию игнорировать рекламные баннеры на страницах сайтов, не смотря на их присутствие. Это ставит под вопрос эффективность современной рекламы в целом. Также важные элементы сайта могут быть восприняты пользователями как реклама и проигнорированы, что приведет к снижению эффективности всей веб страницы.

Теория перцептивной загрузки выдвинутая Н. Лави гласит, что восприятие нерелевантных стимулов уменьшается с увеличением перцептивной загрузки.

В нашем исследовании теория Н. Лави применяется к прикладной задаче, где испытуемые в экологических условиях выполняют задание на сайте интернет-магазина. Мы изучаем влияние перцептивной нагрузки на баннерную слепоту и предполагаем, что испытуемые в условиях высокой перцептивной нагрузки будут реже замечать рекламный баннер, не смотря на его очевидное присутствие.

Статус: активен

В проекте участвуют
Горбатова Ксения Вадимовна

Основной исполнитель

Создание научно-популярного контента для страниц HSE UX LAB в социальных сетях

Проект позволяет включить студентов в жизнь лаборатории уже на младших курсах. Основной целью проекта является формирование базовых исследовательских навыков при работе с научными текстами. Стажеры учатся искать литературу, соответствующую тематике исследований лаборатории, критически её анализировать и создавать её основе научно-популярные тексты. Кроме того, студенты осваивают базовые навыки редактуры, корректуры и, в целом, подготовки текста к публикации.

Статус: регулярный, открывается каждый семестр

Контакты
Ангельгардт Антон Николаевич

Руководитель проекта, технический менеджер

Иванов Даниил Валерьевич

Линейный менеджер

Коллаборации

Расположение контекстно-независимой информации в дополненной реальности

В данный момент очки дополненной реальности не являются доступными для каждого человека, однако многие компании и стартапы работают над тем, чтобы сделать эту технологию доступной для всех людей. При этом использование AR-очков не ограничивается развлекательным контентом, предназначенным для потребления дома. Пользователи также могут коммуницировать друг с другом (звонки, мессенджеры, электронная почта), работать с документами, использовать навигацию, мониторить физическую активность и многое другое. Таким образом, очки можно использовать как находясь в безопасной обстановке, например, в офисе, так и в менее безопасной, например, на улице. 

Информацию, отображаемую в очках, можно отображать двумя способами: 

  • встраивать в окружающую среду (например, отображать маршрут в виде стрелок на дороге) — такая информация называется контекстно-зависимой;
  • отображать поверх объектов реального мира (например, показывать календарь, который может перекрывать часть обзора) — такая информация называется контекстно-независимой, потому что её нельзя вписать в контекст реального мира.

При этом не любое отображение контекстно-независимой информации может быть удобным и безопасным, так как на ходу приходится переключать внимание между средой и интерфейсом, что может привести к получению травм. 

Данное исследование направлено на изучение того, как различные варианты расположения и представления контекстно-независимой информации, отображаемой в очках дополненной реальности, влияют как на успешность избегания препятствий, так и на работу с этой информацией.

Статус: активен

Завершённые проекты

Эффект категориального превосходства в «пропусках при продолжении поиска»

«Пропуски при продолжении поиска» — эффект ухудшения точности нахождения второго целевого стимула после успешного обнаружения первого. Существует несколько теорий, объясняющих этот феномен, и среди наиболее популярных — теория перцептивной установки. Она говорит о том, что нахождение первого целевого стимула особым образом влияет на то, как будет вестись последующий поиск. В частности, перцептивные характеристики первого найденного стимула будут задавать поиск для второго. Однако, недавно появилась также идея и о категориальной установке, которая говорит о похожем влиянии категории первого найденного целевого стимула на поиск второго. Это исследование направлено на изучении роли и перцептивных, и категориальных факторов на эффект «пропусков при продолжении поиска». Результаты трех экспериментов говорят в пользу большего влияния именно категориальной идентичности стимулов, хотя перцептивные факторы также влияют на изучаемый феномен.

Статус: завершен

Публикации: на рецензировании

В проекте участвовали

Перцептивные характеристики и фактор знакомости стимула в зрительном поиске элементов интерфейса

В исследовании изучалась роль перцептивных характеристик и фактора знакомости в обнаружении стимула при решении задачи зрительного поиска на материале элементов интерфейса. Были использованы иконки «поделиться» (share) типа «Three dots» и «Outgoing tray», как наиболее используемые и вызывающие наибольшие разногласия среди дизайнеров-практиков. В ходе квазиэксперимента пользователям различных платформы (Android и iOS) необходимо было искать целевой стимул (один или два) среди дистракторов. Фиксировалось время реакции и точность нахождения целевых стимулов. Было обнаружено влияние знакомости стимула на эффективность решения задачи зрительного поиска, согласующееся с эффектами, зафиксированными в предшествующих исследований. Полученные результаты обсуждались в контексте теории интеграции признаков и гештальт-теории восприятия. Результаты исследования могуть быть использованы в практике разработки интерфейсов.

Статус: завершен

Публикации: на рецензировании

В проекте участвовали

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.