• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа «Прикладная когнитивная наука» 2022: как это было?

После двух лет ковидных ограничений в этом году мы наконец-то смогли провести нашу любимую летнюю школу в очном формате! Местом проведения стала сама Вышка, в том числе новые помещения нашей лаборатории, по которым мы даже провели нашим участникам небольшую экскурсию. Но обо всем по порядку!

Летняя школа «Прикладная когнитивная наука» 2022: как это было?

В этом году наша школа распахнула свои двери почти пяти десяткам участников со всей России — это число стало для нас рекордом — из самых разных университетов. Кроме НИУ ВШЭ, мы были рады видеть студентов из МГУ, РАНХиГС, СПбГУ, ТГУ, НГУ, Университета Сириус, БФУ им. Канта и многих других. На школе встретились друг с другом психологи, нейробиологи, врачи, лингвисты, биоинформатики; бакалавры (некоторые аж 2 года обучения), магистранты и аспиранты. Такой состав слушателей школы обязывал нас подготовить программу так, чтобы каждому было интересно, чтобы всем удалось найти себе несколько лекций и мастер-классов по душе, которые будут полезны либо для углубления уже имеющихся знаний, либо, напротив — для знакомства с новой областью.

 

Школа была открыта лекцией Н. И. Логинова о наджинге и бустинге. Оказывается, что умелое применение знаний из когнитивной науки чиновниками и представителями бизнеса может «подталкивать» людей к принятию более рациональных, взвешенных или попросту нужных для государства и бизнеса решений. Мы продолжили школу разговором о том, как правильно формулировать научные теории — мы сталкиваемся с ними ежедневно в ходе своей работы, но на каком «языке», на каком уровне описания мы должны о них говорить? Об этом рассказал И. Ю. Владимиров. Первый день школы завершился выступлением создателя одной из ведущих компаний на рынке юзабилити и UX-исследований в России, Usabilitylab, Дмитрия Сатина. Он поделился своей личной историей о пути от академического психолога к руководителю крупным и успешным бизнесом, почему же, по его мнению, именно психологи хороши в его отрасли, а также описал кейс одного из многочисленных юзабилити-исследований, выполненных его компанией.

 

Второй день школы был посвящен знакомству с обязательными для каждого ученого умениями, которым мало внимания уделяют в университете, но заниматься наукой без которых невозможно. Алмара Кулиева подарила нам множество ценных лайфхаков на тему того, как анализировать чужие статьи, как работать с научной литературой при подготовке собственной публикации. Делимся одним таким советом: создайте гугл-форму, в которую вы будете записывать краткое содержание прочитанной статьи, и затем у вас автоматически соберется гугл-табличка с этими ключевыми идеями, на основе которой потом очень удобно выстраивать свой анализ и обзор. Декан факультета психологии РАНХиГС В. Ф. Спиридонов поделился своими соображениями о том, почему люди в целом плохо понимают научные теории, почему мнение, что «электричество течет как вода», наблюдается даже у профессиональных электриков, почему похожие ошибки в понимании теории эволюции делают и дети из городских европейских, и из деревенских африканских школ. После обсуждения работы с научными источниками и теориями мы обратились к проблематике мета-анализа в когнитивных исследованиях на примере нейровизуализационных исследований — О. О. Зинченко, академический руководитель магистерской ОП «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию», рассказала о тех шагах, что необходимо выполнить для проведения мета-анализа — особой статистической процедуры анализа массива существующих исследований с целью понять, существует ли все же описанный в них эффект или нет. Завершился второй день жарким обсуждением того, какую научную и доказательную основу имеют под собой набравшие популярность когнитивные, ментальные тренажеры, приложения для «тренировок ума», якобы улучшающие IQ и препятствующие старению мозга, а также расхожие мифы о том, что нейростимуляция способна вылечить от всего плохого. Вместе с приглашенными экспертами, преподавателями нашей школы, мы пришли к выводу, что положительный эффект от «когнитивных тренировок» явно не стоит переоценивать, что они значительно полезнее для реабилитации лиц с неврологическими нарушениями, чем для развития интеллектуальных способностей здоровых людей, и возможный «перенос» успешности в такой тренировке на широкий круг задач вызывает вопросы и сомнение. Нейростимуляция же, кажется, действительно способна помочь в лечении, например, болезни Паркинсона, но считать ее панацеей при всевозможных неврологических и психиатрических болезнях, и уж тем более надеяться, что нейростимуляция способна значительно улучшить жизнь здорового человека — довольно опрометчиво.

 

Третий день принес нам серьезное разнообразие в подборке тех тем и сюжетов, о которых говорили спикеры нашей школы. Все мы испытываем различные эмоции, и в ряде ситуаций они нас могут переполнять, так что волю им давать не хочется — приходится сдерживаться, контролировать свои аффекты. О том, как мы регулируем свои эмоции, а главное — какой вклад в регуляцию эмоций вносят когнитивные процессы, в частности, управляющие функции, рассказал Д. В. Люсин. Мы продолжили школу мастер-классом по освоению пакета ggplot2 для языка программирования R, широко распространенного в анализе психологических данных. Стажер-исследователь нашей лаборатории Антон Ангельгардт показал настоящую магию — как из длинного кода рождаются красивые графики. Далее участников школы ждал небольшой сюрприз – научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований А. А. Рагимова провела небольшую экскурсию по ТМС-лаборатории Центра, участники школы смогли увидеть, как же работает ТМС на практике. Перед этим А. А. Рагимова рассказала о различных возможностях ТМС как исследовательского метода, в частности, как он может помочь в изучении конкретного неврологического нарушения — цервикальной дистонии. А завершился третий день школы разговором о невероятно актуальном, насущном, животрепещущем. Стажер-исследователь нашей лаборатории Екатерина Косова рассказала о фейках. К сожалению, фейки попадаются нам в медиа-пространстве ежедневно, по самым разным поводам, и очень важно уметь их отличать от достоверной информации. Именно об этом и рассказывалось на лекции, а также о когнитивных механизмах, лежащих в основе доверия фейковой информации или же сопротивления ей.

 

Предпоследний день школы был не менее насыщенным, чем остальные. Сотрудники уже знакомой компании Usabilitylab, Анна Исламова и Анна Минаева, коснулись важной темы — повышения инклюзивности в цифровых интерфейсах, а именно путей их адаптации под нужды тех пользователей, кто имеет определенные нарушения зрения. Несмотря на то, что многие компании начинают свою работу в этом направлении, к сожалению, адаптированность интерфейсов под данных пользователей далека от идеала. Один из самых распространенных методов — это озвучивание элементов интерфейса, но такой голосовой «помощник» пока что больше путает пользователя, мешает, смешит своими ошибками, но не помогает. К слову о речи — директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ О. В. Драгой рассказала о том, как различные речевые нарушения связаны с поражениями мозга в результате травм, инсульта, опухолей и т.д. Как нейролингвист и клинический психолог могут помочь врачу-нейрохирургу в ходе операции? Оказывается, очень сильно, и про роль этих специалистов и было рассказано на лекции. Завершился четвертый день лекций директора Центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ А. Е. Осадчего — он показал, как могут быть тесно связаны когнитивная и компьютерные науки, как важна роль психологических знаний в разговоре об искусственном интеллекте.

 

Суббота завершала наше долгое, насыщенное, и мы надеемся — интересное для участников мероприятие. Поскольку такой пятидневный марафон по когнитивной науке мог вызвать определенную усталость, мы поговорили на первой лекции как раз о термине «когнитивная нагрузка» — Елена Рыбина рассказала о том, что же это такое, как она изучается, а также приоткрыла завесу тайны относительно собственных исследований в нашей лаборатории, касающихся когнитивной нагрузки. Затем мы показали нашим участникам свой второй дом — где же мы работаем? Комната для поведенческих экспериментов, айтрекер и даже подвал с ЭЭГ были рады встретить наших коллег. А прежде чем школа была официально закрыта, нас ждала, пожалуй, самая яркая и вызвавшая живой интерес лекция от А. А. Скворцова о том, как же можно покритиковать когнитивную науку в целом, если посмотреть на нее чуть со стороны, а именно с позиции клинической психологии, реальной клинической практики. Такая методологическая рефлексия со стороны коллег из смежной области представляется довольно полезной, и мы надеемся, что участники школы получили определенное количество инсайтов, чтобы, увидя недостатки в когнитивной науке, они постарались бы в будущем их исправить.

 

Школа, конечно, была не только про учебу. Это и нетворкинг — знакомства с молодыми учеными из самых разных исследовательских коллективов, знакомства со старшими коллегами, которые многое могут подсказать и посоветовать. Это и веселое общение в ходе кофе-брейков. Это и вкусная еда — обеды по талончикам и замечательные пирожки. Это и внеучебная программа — напряженная битва в «Что? Где? Когда?», веселые истории в когнитивном «Что было дальше?» Это эмоции, улыбки, радостные лица, воспоминания, и, как мы верим, новые знания, мотивация к победам и успехам в научной карьере, это любовь к науке. Мы были рады быть с нашими любимыми участниками и преподавателями эти 5 дней, нам будет не хватать вас всех целый год. Уже с нетерпением ждем следующей, пятой, юбилейной летней школы «Прикладная когнитивная наука» в грядущем 2023! Хочется верить, что 2023 будет во всем лучше 2022, а мы сделаем все возможное, чтобы и наша школа тоже оправдала ожидания!

 

С любовью,

Организаторы ЛШ «Прикладная когнитивная наука»