• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа «Прикладная когнитивная наука» 2021. Как это было?

В этом году уже в третий раз состоялась летняя школа «Прикладная когнитивная наука», организуемая нашей лабораторией. К сожалению, из-за неблагоприятной эпидемической обстановки мы были вынуждены собраться онлайн. Но это не отразилось на содержании учебной программы нашей школы — она была очень насыщенной и интересной.

Летняя школа «Прикладная когнитивная наука» 2021. Как это было?

Где еще можно собрать за одним «круглым столом» (пускай, и виртуальным) лучших когнитивных ученых России? У нас выступили и руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ М. В. Фаликман, и декан факультета психологии РАНХиГС В. Ф. Спиридонов, и директор Института психологии РАН Д. В. Ушаков, и директор Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ В. А. Ключарев и многие другие наши замечательные коллеги, почти все — доктора наук: И. С. Уточкин, Н. И. Логинов, И. Ю. Владимиров, С. Ю. Коровкин. Умело модерировать оживленные обсуждения удавалось заведующей нашей лаборатории Е. С. Горбуновой и ведущему научному сотруднику НУЛ когнитивных исследований Д. В. Люсину. А дискуссии были действительно жаркими: является ли когнитивная психология – психологией? Возможно ли и как делать хорошие междисциплинарные исследования в когнитивной науке? К однозначному консенсусу прийти не удалось — слишком непохожи друг на друга изучение инсайта и зрительного внимания. Очень непросто делать совместные междисциплинарные проекты с другими представителями когнитивных наук — своей «болью» поделились многие докладчики. Однако методологические сложности, сопровождающие нашу науку, не должны пугать, а напротив — мотивировать на новые исследования!

Все же наша школа была, прежде всего, про то, где и как можно применять знания из когнитивной психологии в бизнесе, в индустрии, в маркетинге. Коллеги из компании JetBrains, занимающейся созданием цифровых продуктов для программистов, М. А. Антропова и Я. А. Ледовая, рассказали о том, зачем IT-компаниям нужны «гуманитарии» и когнитивные психологи. А. А. Горин поведал о модном направлении нейромаркетинга и его широких возможностях, а директор Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ А. Н. Шестакова поделилась своим взглядом на то, как можно обучать потребителя и влиять на его предпочтения с использованием нейромаркетинговых технологий.

К слову об обучении — современная педагогика все больше учитывает достижения когнитивных наук, невозможно игнорировать результаты исследований памяти и мышления в разработке образовательной политики. Одной из влиятельнейших теорий на стыке когнитивной науки и образования — теории когнитивной нагрузки — была посвящена лекция Е. П. Рыбиной. А можно ли управлять некоторым интерфейсом «силой мысли», при помощи воображаемых движений? Оказывается, что да, об идеомоторных интерфейсах рассказал директор Центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ А. Е. Осадчий. О том, как люди понимают смешное, зачем они шутят и каким бывает юмор прочла лекцию О. В. Щербакова, а А. Кулиева рассказала и наглядно продемонстрировала, как не нужно рисовать графики на основе полученных данных, иначе коллеги не поймут, что вы хотели этим сказать.

На нашей школе традиционно было два трека, из которых каждый участник должен был выбрать для себя один. Мы ожидали, что у нас будут опытные в сфере UX ребята, поэтому в качестве одного из треков был предложен «Продвинутые методы UX и юзабилити-исследований». В рамках этого трека ведущие юзабилити-специалисты России — Наталия Спрогис, Анна Исламова, Алёна Куликова, Ольга Алтабаева, Мария Билькова, Павел Манахов и Вячеслав Иванов — поделились своим опытом по самым разным темам. Альтернативой UX стали исследования эмоций — они играют все большую роль в прикладных исследованиях, на эмоции пользователей ориентируются создатели самых разных продуктов. Дмитрий Владимирович Люсин прочел вводную лекцию про роль академической науки в исследованиях эмоций, Ольга Перепелкина посвятила свое занятие новейшим технологиям ИИ, распознающего эмоции людей — affective computing, а Артемий Котов познакомил нас с проектированием искусственных агентов, попросту роботов, способных реагировать на эмоции людей и «испытывать» собственные.

Ярким завершением нашей школы стала дискуссия между Владимиром Феликсовичем Спиридоновым и известнейшей популяризаторкой науки в России Асей Казанцевой о том, как нужно (и нужно ли?) популяризировать науку вообще и когнитивную в частности. Оба спикера были согласны в том, что это необходимо, хотя причины они назвали разные. В середине обсуждения возник жаркий спор, который так и не удалось разрешить, и вряд ли удастся в ближайшем столетии, о том, кто же принимает решения — сам человек или его мозг? Ася отстаивала «редукционистскую» нейробиологическую позицию, что именно нейроны мозга отвечают за все наше поведение, с чем Владимир Феликсович был решительно не согласен. Вопросы связи сознания и мозга, проблемы свободы воли и выбора несколько выходят за рамки прикладных когнитивных исследований, но не затронуть их было бы неправильно — слишком это интересно и непонятно, какова же истина.

Мы от всей души (или мозга?) благодарим наших прекрасных преподавателей и, конечно, участников, для которых мы делаем нашу школу! Мы не планируем останавливаться и ждем всех на наших следующих летних школах. Очень надеемся, что они будут уже очно, потому что живое общение лучших умов России дорогого стоит! Мы очень скучаем, многих не видели уже два года, но мы постарались порадовать вас интересной программой! Хочется верить, что это получилось! Не болейте и берегите себя.