• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

HSE UX LAB на ЗПШ 2020

Для психологов зимой уже много лет случается особое знаменательное событие — Зимняя психологическая школа, которую делают наши друзья и коллеги из СПбГУ. Разумеется, наша Лаборатория не могла обойти стороной одно из важнейших психологических мероприятий нашей страны, и мы посетили ЗПШ значительной делегацией.

Зима — волшебное время года! Новогодняя сказка: елки, игрушки, конфеты; пиршество спорта: коньки, хоккей, биатлон. Но для психологов зимой уже много лет случается особое знаменательное событие — Зимняя психологическая школа, которую делают наши друзья и коллеги из СПбГУ. Разумеется, наша Лаборатория не могла обойти стороной одно из важнейших психологических мероприятий нашей страны, и мы посетили ЗПШ значительной делегацией. Заведующая НУЛ когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов Елена Сергеевна Горбунова прочла интерактивную лекцию «Юзабилити: зачем нужен психолог при разработке сайтов?» и получила одни из самых высоких оценок среди проектов от преподавателей. Стажер-исследователь Надежда Глебко не просто приехала на школу со своим проектом тоже по теме юзабилити и помогла другим участникам школы углубить свои знания докладом «Методы юзабилити: интервью и tree testing», но и получила личный грант за свой проект как за один из лучших проектов от участников! Кроме выступавших Елены Сергеевны и Нади, сотрудники лаборатории Тимофей Березнер, Ксения Горбатова, Анастасия Ермолова и Фрол Сапронов приехали слушателями. Наконец, стажеры нашей лаборатории, Игнат Давыдов, Юлия Зимонт и Алена Харитонова также были участниками ЗПШ. Кроме такого обширного представительства нашей лаборатории, было много наших друзей и коллег из ВШЭ с весьма разнообразными научными интересами. Однако кроме внеучебного общения друзей-вышкинцев между собой и с ребятами из других вузов, была очень насыщенная учебная программа, о которой мы вкратце и расскажем.


Большинство представителей нашей лаборатории в качестве сквозного проекта (большого интенсива, на который нужно ходить ежедневно по утрам) выбрали, естественно, связанный с когнитивными науками — про речевое научение с электрическим подкреплением от наших друзей из Лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ.  Помимо массы теоретических знаний от основ методов нейровизуализации до современных исследований речевой функции, на проекте удалось вживую увидеть ЭЭГ (испытуемым выступил Игнат Давыдов) и познакомиться с парадигмой научения незнакомым псевдословам с помощью транскраниальной электрической стимуляцией — здесь уже испытуемой выступила Алена Харитонова, хотя на самом деле ее не стимулировали, к ней было применено sham-условие (своего рода плацебо, когда стимуляции нет, но испытуемый этого не знает, и к его голове все равно крепят прибор). А вот по-настоящему ТЭС применили к Дмитрию Владимировичу Люсину — доценту департамента психологии НИУ ВШЭ. Теперь наши коллеги могут гордиться не только тем, что участвовали в ТЭС-эксперименте, но и что выучили по 4 несуществующих в русском языке псевдослова!



Кроме сквозного проекта был целый океан возможностей, куда пойти и про что послушать, поэтому выбор был зачастую тяжелым. Мы узнали не только про «потерянную наследуемость» в психогенетических исследованиях и чем это можно объяснить, а также про вызванные потенциалы как средство установить зону когнитивного контроля и видеть биомаркеры психических заболеваний, но и про то, почему люди доверяют политическим институтам в одних странах и не доверяют в других. Мы научились придумывать адекватные разным целевым аудиториям заголовки для своих научных статей, узнали как геймификация (игровой подход) в образовании помогает мотивировать детей учиться, познакомились с методами анализа цифровых следов в социальных сетях для психологических исследований, послушали дискуссию методолога против клинического психолога о перспективах психологии и когда она уже наконец станет нормальной наукой! Экологический подход Гибсона, гипотеза лингвистической относительности, brain connectivity, системная психофизиология… — на школе было много знакомого, но все раскрывалось по-новому и с разных сторон. Школа была в хорошем смысле мучительна - постоянная мука выбора между одинаково интересными альтернативами!

 

Наконец, кроме учебы было и нечто большее — то, за что любят ЗПШ по всей России и хотят приезжать снова и снова! Это футбол — хотя от нас никто не играл, но мы радостно болели за красивую игру! Это «Что? Где? Когда?» — вот тут от нас было аж целых 3 команды! Это дискотеки, джаз-концерты, театральные постановки, настольные игры, фотосессии на Финском заливе…



Мы очень рады, что съездили на Зимнюю психологическую школу, и обещаем, что приедем еще, в еще большем составе и, возможно, с большим числом проектов и докладов от нас!