• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя когнитивная школа памяти Карла Дункера. Репортаж

В конце августа в Подмосковье прохошла летняя школа памяти Карла Дункера, собравшая под своей крышей когнитивных психологов и специалистов смежных областей со всей России. Коллектив HSE UX LAB не остался в стороне и также посетил это мероприятие.

Летняя когнитивная школа памяти Карла Дункера. Репортаж

Летняя школа «Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии»
памяти Карла Дункера давно стала легендарным и широко известным событием в когнитивной науке. Вот уже целое десятилетие лучшие из молодых ученых в этой области (психологов, биологов, лингвистов, даже врачей) приезжают на «Дункер», чтобы влиться в растущее и набирающее академическую мощь сообщество когнитивистов. И каждый раз они открывают для себя что-то новое, знакомятся с передовым краем науки и получают бесценные навыки ведения дискуссии, представления своего доклада на постерной сессии, участвуют в форсайтах и круглых столах. Разумеется, пропустить эту Летнюю школу сотрудники НУЛ когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов не могли и поэтому также побывали на Дункере.

Участники летней школы

Заведующая Лабораторией Елена Сергеевна Горбунова, которая посетила уже далеко не один «Дункер», на этот раз приехала в роли докладчика и рассказала про «перцептивные глупости» в дизайне интерфейсов, которые порой могут приводить к фатальным последствиям (например, самолет одной авиакомпании едва не попал в аварию из-за неудобного интерфейса для сотрудников, отвечающих за груз). Были рассмотрены методология перспективной области usability (что и является основным направлением исследований и практической деятельности Лаборатории), классификация «глупостей», которые есть и на наших смартфонах, и на крупных промышленных приборах, а также причины их появления и способы их устранения. Также Елена Сергеевна поучаствовала в нескольких круглых столах  и поделилась своим опытом написания и публикации научных статей, мнением о том, какой должна быть магистерская программа по когнитивной науке.

 


Научный сотрудник Лаборатории Никита Иванович Логинов рассказал про находящийся в тренде новый подход embodied cognition в исследованиях эмоций (по-русски этот подход называется «воплощенное познание» и говорит о том, что мышление человека невозможно рассматривать без привязки к телу, к моторному компоненту поведения), а также поделился своими секретами и лайфхаками на тему «Как отвечать на дурацкие вопросы?» — очень полезный навык для исследователей, которые наверняка столкнутся с теми или иными вопросами на конференциях, защитах своих работ. Также Никита Иванович вместе с В. Ф. Спиридоновым — главным организатором «Дункера» — проводил сквозной проект по теоретической работе, где участники школы научились теоретизировать, отличать теории разного уровня друг от друга, проверять модели на верифицируемость и фальсифицируемость и т. д.




Стажеры-исследователи Лаборатории Антон Ангельгардт, Анастасия Ануфриева и Тимофей Березнер приняли участие в школе как слушатели и докладчики постерной сессии, где рассказали о своих исследованиях.





По итогам голосования жюри Анастасия была призером в обеих номинациях (и за содержание исследования, и за устное выступление), а также абсолютным победителем постерной сессии. За это она получила право представить свое исследование уже в качестве отдельного устного доклада. Исследование Анастасии касалось характеристик внимания и рабочей памяти у пользователей онлайн- и офлайн-органайзеров, и оно вызвало бурное обсуждение. Что называть средой? Чем принципиально цифровая среда отличается от того, что мы называем реальностью? Почему оказалось так, что пользующиеся бумажными органайзерами имеют принципиально иные характеристики (почти по всем пунктам у них «лучше», чем у пользователей онлайн-календарей)? Интересное исследование всегда оставляет после себя вопросы, поиск ответов на которые и двигает науку вперед!